24 ноября 2017
Суд ЕАЭС отказался принять к производству заявление об отмене решения коллегии ЕЭК о нарушениях металлургической компанией правил конкуренции при поставках | комментарии Дениса Гаврилова для «Интерфакс»

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) отказал ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат" в принятии к производству заявления об отмене решения коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о нарушениях металлургической компанией правил конкуренции при поставках трансформаторной стали в Казахстан.

"Изучив заявление ПАО "НЛМК" (MOEX: NLMK), прилагаемые к нему документы, заслушав судей, коллегия суда считает необходимым в принятии заявления к производству отказать", - говорится в постановлении суда ЕАЭС, которое имеется в распоряжении "Интерфакса". В связи с приостановлением вступления в силу решения коллегии ЕЭК после поступления заявления премьера РФ Дмитрия Медведева от 28 октября 2017 года, оспариваемый акт не вступил в силу и является недействующим, "а потому не затрагивает права и законные интересы заявителя (ПАО "НЛМК" - ИФ) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности", говорится в постановлении. Исковое заявление об отмене решения коллегии было направлено НЛМК и "ВИЗ-Сталью" 2 ноября.

В НЛМК продолжают настаивать на неправомерности решения ЕЭК в отношении металлургической компании и необоснованном наложении штрафа. "Позиция НЛМК по сути решения ЕЭК прозрачна. На рынке трансформаторной стали группа НЛМК конкурирует с ведущими производителями из КНР, Кореи, Германии, Польши. При этом ценообразование на рынке ЕАЭС полностью соответствует и российскому, и евразийскому законодательству, а цены для наших потребителей в ЕАЭС существенно ниже цен других мировых поставщиков, что свидетельствует о выгодах наших казахстанских и белорусских потребителей при закупках в России. Это было подтверждено и в рамках разбирательства ЕЭК, что делает абсурдными выводы комиссии о нарушениях со стороны НЛМК", - заявил "Интерфаксу" представитель компании.

Как сообщалось, ЕЭК приостановила вступление в силу решения о наложении штрафа на НЛМК и ООО "ВИЗ-Сталь" (входит в НЛМК) за нарушение правил конкуренции до рассмотрения вопроса Евразийским межправительственным советом в связи с поступлением заявления председателя правительства РФ.

В сентябре этого года ЕЭК приняла решение о наложении штрафа в размере 217 млн рублей на НЛМК и "ВИЗ-Сталь" из-за "злоупотребления доминирующим положением в сегменте электротехнической анизатропной стали, избирательно предоставляя неравные условия покупателям из стран союза [ЕАЭС]". Штраф был наложен на предприятия и двух руководителей. Изначально решение должно было вступить в силу через 30 дней после его официальной публикации.

Такое наложение штрафа и последующее судебное разбирательство стали первыми в практике ЕЭК, к компетенции которого относится контроль за соблюдением антимонопольных правил Договора о ЕАЭС на трансграничных рынках.

Отказ суда принимать решение по иску до рассмотрения вопроса на межправительственном совете свидетельствует о том, что решение коллегии ЕЭК против компании по-прежнему не имеет юридической силы, заявил представитель НЛМК.

"Это первое решение ЕЭК по подобным делам и первое антимонопольное разбирательство в суде Евразийского экономического союза. И мы можем видеть из решения суда (отказ принять к производству заявление об отмене решения коллегии ЕЭК - ИФ), что он не отказывается в дальнейшем рассматривать этот спор. Суд пока не дал никакой правовой оценки самому решению ЕЭК, но дал очень важное толкование договора, которое заключается в следующем: в настоящий момент решение ЕЭК не влечет для компаний никаких обязанностей, не должно ими исполняться, не нарушает их прав и, следовательно, пока не требует судебной оценки, поскольку, согласно предусмотренной в договоре процедуре, РФ официально инициировала пересмотр этого решения на уровне Межправительственного совета, - сказал "Интерфаксу" Денис Гаврилов из адвокатского бюро ЕПАМ. - Согласно этой процедуре, если одно из государств инициирует такой пересмотр, и здесь соблюдены все сроки, то решение коллегии в отношении наших российских компаний приостанавливается на срок, пока межправительственный совет не рассмотрит вопрос и даст оценку на своем уровне принятому решению на предмет его возможной отмены".

По словам Д.Гаврилова, в договоре нет прямых норм, как поступать в той ситуации, которая находилась на рассмотрении суда. "Это первый прецедент, такой практики еще нет, - сказал он. - Применительно к судебному разбирательству в Суде ЕАЭС договор не закрепляет, что делать в том случае, когда компания обжалует решение ЕЭК в суде, и одна из стран-членов союза параллельно инициирует через очень короткий период времени такой административный пересмотр. В этом смысле очевидно, что если решение ЕЭК будет оставлено в силе, судебное разбирательство может быть продолжено".

По информации ЕЭК, с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года НЛМК и "ВИЗ-Сталь" занимали доминирующее положение на рынке электротехнической анизотропной стали марок 3407, 3408, 3409 с долей рынка более 99,9%. "При реализации этих марок стали потребителям Беларуси и Казахстана предприятия применяли дополнительное условие формирования конечной цены - ежемесячно устанавливаемый коэффициент макроэкономического риска, что приводило к повышению отпускной стоимости. Размер этого дискриминирующего коэффициента мог достигать 23% от базовой установленной цены", - отмечали в сентябре в ЕЭК.

Ранее в НЛМК отмечали, что расследование было возбуждено по жалобе "Кентауского трансформаторного завода" (КТЗ, Казахстан) после того, как он уже отозвал свое заявление.

В то же время источник в НЛМК заявил "Интерфаксу", что комиссией ЕЭК не доказан сам факт ценовой дискриминации казахских потребителей, которая должна выражаться в негативных последствиях для КТЗ. "Напротив, объем поставок трансформаторов из Казахстана в Россию вырос в 2014-2016 гг. более чем в 10 раз, а поставки российских производителей на рынок Казахстана упали на 40%, - сказал собеседник агентства. - Данный факт подтверждает отсутствие дискриминации и негативного влияния цен НЛМК на конкурентоспособность КТЗ".

Основной владелец НЛМК - Владимир Лисин. Принадлежащие ему 84% акций консолидированы на балансе Fletcher Group Holdings. Free float составляет 16%.

Интерфакс. 22 ноября 2017