6 февраля 2017
Практика использования общеупотребительных слов в качестве названий брендов | комментарии Дарьи Сергеевой для «Деловой Петербург»

Как регистрация общепринятых терминов в качестве брендов доходит до филологических диспутов в судах

Для использования в названиях ряда товаров и услуг слов, к примеру "мафия", "капуста", "баланс", требуются специальные разрешения. Оспорить их регистрацию в качестве брендов удается крайне редко.

Действующий ГК РФ запрещает использование в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из общепринятых терминов. Но практика остается противоречивой и нередко приводит к филологическим диспутам.

"Мафия" по–русски

Один из споров разгорелся вокруг словесного товарного знака "Мафия", зарегистрированного для оказания услуг общественного питания.

Требуя аннулирования правовой охраны, предпринимательница Ирина Гирса напомнила, что использование такого бренда "может вызвать негативное впечатление у потребителей и должно рассматриваться как обозначение, противоречащее общественным интересам". В обосновании она ссылалась на Уголовный кодекс РФ, заключение лингвистов, известные произведения кинематографа ("Крестный отец" и др.) и даже цитировала послание Владимира Путина. В свою очередь, правообладатель — ООО "Весеннее" — представил результаты социологического опроса, согласно которым 82% потребителей не видят в вывеске ресторана "Мафия" нарушений принципов гуманности и морали.

Коллегия Роспатента пришла к выводу, что само слово "мафия" переводится с сицилийского диалекта как "смелость" и изначально обозначало "тайное общество, ставящее своей задачей охрану низших слоев населения от несправедливости и притеснений". В нашей стране это слово ассоциируется в том числе с азартной ролевой игрой. "Негативное значение тайной организации однозначно соединено по смыслу с Сицилией и будет восприниматься средним российским потребителем именно в связи с данным островом". Поэтому 19 января Палата по патентным спорам отклонила требования Ирины Гирсы.

[…]

Знаковый бэби–бум

Пассивная политика Роспатента стимулирует появление так называемых троллей — компаний, которые пытаются "застолбить" права на свободные товарные знаки с целью последующего получения соответствующего вознаграждения за их использование. Например, еще в середине 1990–х было зарегистрировано обозначение "Интернет", но его удалось аннулировать.

А малоизвестное ЗАО "Информика" получило свидетельства и выставило на продажу более 100 брендов, в том числе Webmaster, "Экстаз", "Грош", "Полтинник" и "Четвертак", "Баланс", "Путина", "Сержант" и "Старшина", "Страх" и "Ужас", "Заповедь", "Бэби–бум" и другие. Попытка оспорить регистрацию некоторых знаков (в частности, Webmaster) не увенчалась успехом, иные были успешно проданы, оставшиеся остались невостребованными.

Эксперты оценивают ситуацию достаточно сдержанно.

"Сами по себе нарицательные обозначения (например, "лето", "отпуск"), определяющие однородные предметы или понятия, могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, и это достаточно распространенная практика, — говорит Дарья Сергеева, старший юрист практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро ЕПАМ. — Но в отличие от уникальных названий регистрация нарицательного обозначения в качестве товарного знака не будет являться 100%–ной гарантией, что у правообладателя будет эксклюзив на общеупотребительное слово".

[…]

Автор: Павел Нетупский

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке на сайте издания.