8 ноября 2017
О возможных последствиях смягчения ЦБ требований к оценки рисков в сделках ППС – секьюритизации | комментарии Олега Ушакова для «Коммерсант»

ЦБ планирует изменить порядок оценки рисков по сделкам секьюритизации в целях расчета нормативов достаточности капитала банка. Проектом положения вводится понятие «простой, прозрачной и сопоставимой» секьюритизации, к которой будет применяться льготная оценка кредитного риска. «Запретительный» коэффициент 1250%, действовавший с начала 2016 года, будет применяться лишь в крайних случаях. Эксперты полагают, что для стимулирования секьюритизации необходимо дальнейшее развитие нормативной базы в сторону ее детализации.

Банк России намерен смягчить требования к оценке рисков в сделках секьюритизации. Проект положения, отменяющего действующий порядок такой оценки, был опубликован на сайте ЦБ. Так, регулятор планирует отказаться от повсеместного применения коэффициента 1250% в отношении младших траншей облигаций, которые, как правило, остаются на балансе банка—оригинатора сделки. На банковском рынке его назвали запретительным, ставящим под угрозу дальнейшее развитие рынка секьюритизации. В результате объем секьюритизированных выпусков, состоящих из нескольких траншей, сократился почти до нуля, сохранились лишь однотраншевые выпуски, использование которых банками ограничено.

Теперь же, руководствуясь стандартами обновленных правил для секьюритизации «Базеля-3», ЦБ предлагает использовать коэффициент 1250% только в ряде оговоренных случаев. Например, при инвестировании в младшие транши облигаций, информация о качестве базовых активов которых, включая информацию о дефолтах по портфелю, не раскрыта. То же касается и информации об общей структуре сделки. Кроме того, проект вводит понятие «простой, прозрачной и сопоставимой» (ППС) секьюритизации, к которой применяется льготная оценка риска — до 10% при вложениях в старшие транши и до 15% в остальные транши сделок. В документе содержится описание 16 критериев ППС-секьюритизации, основным из которых является доступность полной информации по сделке и секьюритизируемым активам для неограниченного круга лиц в течение всего времени действия сделки.

Эксперты считают, что такие изменения в целом носят позитивный характер. По словам руководителя управления секьюритизации «ВТБ Капитала» Андрея Сучкова, данный проект направлен на обеспечение должного контроля за рисками, но не сдерживает развитие бизнеса. Однако для обеспечения должной защиты рынка нужны дополнительные меры, считает управляющий директор, руководитель группы рейтингов структурированных финансовых инструментов АКРА Игорь Зелезецкий. «В “Базеле-3” в качестве второго (из четырех) по значимости присутствует подход, опирающийся на внешние рейтинги. Но в нашем нормативном регулировании он еще не прописан,— отмечает он.— Сейчас банк как инвестор может ориентироваться либо на сырые стандарты ППС-секьюритизации, которые пока нигде в мире не работают, либо на рейтинги “большой тройки”, что противоречит подходу закона “О деятельности кредитных рейтинговых агентств…”». По его словам, из-за такой нестыковки в подходах участие банков в инвестициях по сделкам секьюритизации может быть ограничено. Впрочем, не исключено, что подход, основанный на внешних рейтингах, и включение в него национальных рейтингов может получить развитие в нормативной базе в дальнейшем. «Банк России планирует поэтапное внедрение подходов к оценке кредитных рисков по сделкам секьюритизации, соответствующих стандартам Базельского комитета по банковскому надзору,— говорят в ЦБ.— Проектом положения предусмотрена реализация стандартизированного подхода, который может быть применен для любой сделки секьюритизации, в том числе не имеющей рейтинговой оценки».

Вопросы возникают и по применению стандартов ППС-секьюритизации. «Верификация соответствия критериям ППС возложена на сам банк-оригинатор. Отсутствие достаточной детализации критериев предоставляемой инвестору информации в большинстве случаев ведет к тому, что отчетность можно подавать по-разному. Например, итоги расчетов объема дефолтов по портфелю при различных подходах могут отличаться более чем вдвое»,— указывает господин Зелезецкий. Кроме того, по словам старшего юриста адвокатского бюро ЕПАМ Олега Ушакова, возможно несовпадение взглядов специалистов по рискам банков-оригинаторов, инвесторов и представителей регулятора на соответствие сделок критериям ППС-секьюритизации. «Возможно, в дальнейшем будет установлена верификация сделок со стороны саморегулируемых организаций (СРО) или других компетентных лиц»,— говорит он.

ЦБ рассматривает возможность унификации стандартов, шаблонов и форм раскрытия информации об обеспечении и механизме проведения сделок секьюритизации. Результатом этого, как пояснили в пресс-службе, «станут изменения в нормативном регулировании, в том числе направленные на раскрытие информации о соответствии требованиям стандартов ППС-секьюритизации». При этом стандарты СРО могут быть верифицированы Банком России и применимы профсообществом при раскрытии информации о сделках секьюритизации.