25 ноября 2021
На тропе судебных споров | авторская колонка Веры Рихтерман для «Коммерсант»

Как выбрать литигатора и не ошибиться

Когда компания оказывается на пороге конфликта, грозящего перейти в судебную плоскость и существенно повлиять на бизнес, она вынуждена обращаться за помощью к профессиональным литигаторам — высококвалифицированным консультантам, которые способны выстроить и реализовать верную стратегию судебной защиты. О том, какие критерии клиентам стоит учитывать при выборе подходящего литигатора, рассказывает партнер судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Вера Рихтерман.

Оцените масштаб проблемы, чтобы не начать «забивать гвозди микроскопом»

В первую очередь необходимо четко определить те сферы, в которых лежит исходная проблема, и оценить ее реальные масштабы, перспективы и возможные негативные последствия. Это позволит сфокусироваться на определенной категории юристов и юридических компаний, которые соответствуют уровню поставленных задач и имеют опыт и квалификацию, чтобы профессионально подойти к их решению.

Крайне важно трезво оценить не только финансовую составляющую, то есть сумму, которая стоит на кону, но и степень сложности проекта. Кейс является прецедентным и такого раньше не было в практике? Обращайтесь к лучшим. Кейс можно трактовать как рядовой, но у вас отсутствует внутренний ресурс для его сопровождения? Выбирайте консультантов из категории mid-level. С одной стороны, использование дорогостоящих юристов для решения простых задач может выглядеть неразумной тратой, но с другой — недооценка проблемы может привести вас к фиаско. И в последнее время клиенты стали чаще обращаться к юристам с просьбами провести предварительную оценку конкретных кейсов на самой ранней стадии потенциального конфликта. Такая оценка не только помогает определить перспективы и стоимость проекта, но и служит неким предварительным этапом, показывающим, глубоко ли консультант погрузился в предлагаемое поручение и объективно ли оценил все риски. Если исходные данные говорят о том, что дело сложное, а консультант заявляет, что без проблем выиграет его в суде, скорее всего, он не склонен вникать в детали. В любом трудном деле есть нюансы, и грамотный литигатор сразу обратит на них внимание, предложив рассмотреть все возможные способы решения.

Дьявол в деталях: фигура и интересы оппонента имеют значение

В ходе наметившегося конфликта важно не зациклиться на собственных целях и задачах, а посмотреть на ситуацию со стороны. Чтобы предположить возможные сценарии развития событий, не следует игнорировать фигуру оппонента, важность данного кейса для его бизнеса и уровень его представителей. Если на противоположной стороне выступают серьезные юристы, вряд ли стоит рассчитывать на то, что спор окажется простым. Также в деле может всплыть «второе дно», а разбирательство — пойти не по плану.

Формула успешного исхода дела = опыт + экспертиза + результативность

Чтобы принять взвешенное решение в пользу того или иного литигатора, не стоит руководствоваться ценником как единственным или основным критерием отбора. Бюджет, несомненно, важен, но исход спора главным образом зависит от наличия и уровня компетенций, релевантного опыта и глубокой экспертизы: в тех сферах, с которыми связан ваш бизнес и сам спор (корпоративный, банкротный или иной узкопрофильный), они играют ключевую роль.

Информация, которую следует запросить у консультанта, касается не только накопленного им опыта, но и деталей, и конкретных результатов его работы в рамках выигранных кейсов. Можно попросить его рассказать о подробностях, позволивших победить, или о сложностях и нестандартных решениях, к которым пришлось прибегнуть на этапе выработки и реализации защитной стратегии. Эти сведения помимо профессионализма выявят и нестандартный проактивный подход в интересах клиента. Дополнительным аргументом при выборе может служить присутствие литигатора в профильных рейтингах, репутация на рынке и, конечно, отзывы непосредственных доверителей.

Если ваш вопрос представляет собой комплексный сложный кейс, лучше предпочесть крупную компанию, чья структура подразумевает наличие внутренних отраслевых практик и профильных специалистов и, как следствие, релевантную экспертизу: у такого консультанта «длинные руки», ведь он обладает собственным ресурсом, позволяющим оказать правовую поддержку по всем необходимым направлениям за счет юристов фактически с любой требующейся специализацией.

Каждому клиенту — свой адвокат: не игнорируйте личностный фактор

Предоставленные вам рекомендации, сведения и опыт важны, но главное впечатление от юриста вы получите исключительно в ходе личного общения: удостоверьтесь, что литигатор четко понимает задачи, вникает в суть вашей бизнес-истории и может говорить с вами на одном языке. Высококвалифицированный специалист должен детально уловить полученный запрос с тем, чтобы выработать стратегию, отвечающую интересам бизнеса в конкретной ситуации. Вместо того чтобы заниматься сутяжничеством, судебный юрист должен быть вашим партнером на протяжении всех этапов сотрудничества.

Хороший специалист продемонстрирует степень погруженности в специфику бизнеса уже на первых встречах — и это станет лакмусом того, как он поведет дело, как часто клиент будет получать обратную связь и насколько он окажется удовлетворен итоговой работой консультанта.

Постарайтесь оценить, вызывает ли у вас доверие стратегия, предложенная юристом, уверенно ли он презентует ее и свою экспертизу. Не упускайте из виду манеру и стиль изложения: злоупотребляет ли юрист сложными терминами, умеет ли донести суть, остаются ли у вас незакрытые вопросы после общения? Будьте уверены: именно так юрист будет защищать ваши интересы в суде.

Интересы клиента превыше всего

Все юристы по природе амбициозны и желают профессионального признания. Но при выборе в пользу того или иного литигатора следите за тем, чтобы на пути к триумфу он руководствовался не только собственными амбициями, но прежде всего вашими интересами. Убедитесь, что критерием успеха в конкретном деле для него будет не мировое соглашение, заключенное на выгодных условиях, или сам факт выигрыша в суде, но и ваша личная удовлетворенность процессом, уровнем оказанной юридической помощи и конечным результатом сотрудничества. Именно такая клиентская оценка позволяет юристу получать положительные рекомендации доверителей, формируя репутацию профессионала на рынке.

И помните, что залог достижения нужного результата в судебном деле — это проактивный подход и боевой настрой литигатора: он никогда не опускает руки в сложных ситуациях и способен трезво оценивать перспективы и новые обстоятельства дела, выстраивая грамотную стратегию защиты ваших интересов.

Чем корпоративные юристы руководствуются при выборе литигаторов

Павел Громов, директор юридического департамента Auchan Retail Russia:

— Мы используем критерии и панель консультантов — довольно удобные инструменты для быстрого принятия решений, которые позволяют покрыть основные измеримые и объективные компоненты: цену, сроки, рейтинги и прочее. Важно, чтобы сервис выбранного литигатора был лучшим применительно к конкретной цели, которая стоит перед бизнесом, а команда работала как оркестр.

На первом месте для нас стоит сочетание высокого уровня hard skills и soft skills. Это очевидное правило имеет массу нюансов, ведь роль литигаторов может быть очень разной: от полного нахождения «в тени» до выхода на «передовую», если судебный процесс переходит в плоскость переговоров и создания для оппонента рисков или дополнительных затрат. Оптимальный вариант — когда консультант предлагает идеи и решения, выходя за рамки формального поручения. Необходимо и умение верно диагностировать ситуацию, поскольку судебный спор может быть спринтом или марафоном, а иногда и сочетанием разных спортивных дисциплин.

Наш актуальный опыт свидетельствует о крайней важности того, чтобы литигатор и вся команда являлись эффективными переговорщиками, способными найти решение в диалоге с другой стороной, поддержать или представить переговорную позицию клиента.

Выбор литигатора — процесс, в котором ошибаются лишь однажды, поскольку наверстать упущенные возможности иногда оказывается слишком дорого или попросту невозможно.

Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes:

— Подбор и привлечение консультантов зависят от конкретной задачи, которую предстоит решить. Универсального механизма отбора для всех ситуаций не существует, и важно учитывать специфику конкретного спора — к примеру, коммерческие споры или решение вопросов с контролирующими органами требуют кардинально разного набора компетенций.

Обобщая, можно выделить пять основных факторов, влияющих на финальное решение. Во-первых, это наличие юридической экспертизы, в частности глубокое знание конкретной области права, понимание отраслевого законодательства. Во-вторых, успешный релевантный опыт сопровождения аналогичных споров. Третьим фактором выступает стратегия, предложенная на этапе отбора, и ее предварительная оценка со стороны кандидата. Четвертый фактор — стоимость услуг, которая должна соответствовать рынку и компетенциям консультанта. И, наконец, пятое важное условие — это позиция фирмы и ее юристов в различных российских и международных рейтингах, иными словами, профессиональная репутация.

Далее можно рассматривать такие критерии, как искусство самопрезентации, коммуникационные навыки, рекомендации коллег, оценка внутренними экспертами предложенной стратегии и тактики. Но базовый, основной момент — оценка реальных компетенций и успешного опыта, которая даст понять, способен ли консультант решить клиентскую задачу.

https://www.kommersant.ru/doc/5089401

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ