15 сентября 2015
«Коммерсант» публикует комментарии Анны Нумеровой по поправкам к закону о защите конкуренции

Обещать не значит смягчиться

ФАС отстаивает жесткие правила допуска монополистов на рынок

Бизнес обнаружил, что обещания ФАС смягчить норму о регулировании правил доступа на рынок для частных компаний-монополистов не выполнены. Поправки к закону о защите конкуренции будут рассмотрены сегодня Госдумой во втором чтении в жесткой версии ФАС -- согласно ей, правительство сможет вводить правила доступа для бизнеса, занимающего 70% любого рынка, на неограниченный срок. Опрошенные "Ъ" юристы выступают на стороне предпринимателей -- однако в ФАС ссылаются на успехи в борьбе с госмонополиями и намерены развивать их на всех рынках.

ФАС, несмотря на ранее данные обещания, не учла возражения бизнеса при подготовке поправок к четвертому антимонопольному пакету -- сегодня он проходит второе чтение и позднее существенных изменений не претерпит. Служба намерена внести в закон о защите конкуренции поправки, распространяющие действие правил недискриминационного доступа (ПНД) на частные компании,-- ранее они применялись только к госмонополиям ("Транснефти", "Газпрому" и т. д.). Согласно поправкам, в случае фиксации ФАС злоупотребления компанией доминирующим положением Белый дом наделяется правом введения ПНД к ее товарам. Для этого доля монополиста должна превышать 70% любого рынка, ограниченного территориально (от РФ до муниципалитета) и номенклатурно (рынок бензина, муки и т. д.).

Сами ПНД должны содержать перечень товаров и данных об условиях их обращения на товарном рынке -- ценах, возможном объеме производства или продажи и существенных условиях договоров о поставках. Также правила будут описывать "порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления уровня их обеспечения и очередности" и "могут содержать" требование продажи дефицита на торгах.

Предприниматели протестуют против нормы с осени 2014 года. Понимая, что ФАС настоит на принятии поправок, РСПП и "Деловая Россия" предлагали ограничить ПНД только федеральными рынками (то есть в пределах всей территории страны) и зафиксировать срок их введения -- шесть месяцев. ФАС обещала доработать проект, но в поправках нет ограничений ни по объему рынка, ни по сроку действия ПНД. Единственное дополнение к ст. 1 закона о защите конкуренции, посвященной этому вопросу,-- уточняющее: компаниям финрынка ПНД должен утверждать ЦБ.

Юристы констатируют, что эта редакция -- проблемная: "Поправки не устанавливают срок действия акта правительства. Вероятно, было бы целесообразно предусмотреть и возможность отмены конкретных ПНД при изменении ситуации на рынке. Но это не препятствует правительству, ФАС или бизнесу выступить с таким предложением",-- говорит советник антимонопольной практики адвокатского бюро ЕПАМ Анна Нумерова. "Правительство может установить этот срок или условия отмены ограничений при принятии акта о ПНД. Или компания при снижении ее доли может обратиться в ФАС и правительство с предложением отменить ограничения. Но это не дает бизнесу гарантий, что ПНД будут отменены",-- возражает глава антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP Николай Вознесенский. По его словам, критично не только отсутствие срока, критично само введение ПНД. "Когда рынок поделен 70% на 30%, есть шанс, что он сможет сам отрегулировать ситуацию,-- и, может, стоит дать ему шанс,-- говорит он.-- Одного случая злоупотребления недостаточно, чтобы сразу применять ограничения. Должны быть и другие критерии -- повторное нарушение или же введение ПНД на небольшой срок, чтобы посмотреть, как будет развиваться рынок". Однако ПНД позволяют не возбуждать множество антимонопольных разбирательств по каждому поводу, а установить правила сразу для товарного рынка, что удобно ФАС и покупателям. "Но когда конкуренция на рынке все же есть, я бы выступил за "постконтроль", чтобы ФАС разбиралась с каждым конкретным нарушением",-- говорит юрист.

В ФАС ссылаются на эффективность ПНД для госмонополий -- они "существенно упрощают доступ потребителей" к их товарам и услугам, "делая его максимально понятным и открытым". "К сожалению, такие правила действуют не во всех монопольных сферах. По нашему мнению, существенно сократить нарушения в отдельных монопольных секторах экономики могли бы аналогичные правила недискриминационного доступа, утверждаемые правительством",-- сообщили "Ъ" в службе, не вдаваясь в подробности.

Анна Занина, Олег Сапожков

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ