30 мая 2020
Как российские суды работают в условиях пандемии коронавируса | комментарии Александры Медниковой для «Профиль»

Изоляционное правосудие: как суды работают в карантин

Пандемия коронавируса в России постепенно сходит на нет: ослабляется режим повышенной готовности, возвращаются к работе предприятия и ведомства. С 12 мая заработали все суды, но с рядом ограничений. Ношение перчаток и масок – обязательное условие, как и соблюдение социальной дистанции. «Профиль» поговорил с юристами о том, как им работается в новых реалиях.

В настоящее время каждый суд сам решает, как ему работать. Например, Девятый Арбитражный апелляционный суд и суды общей юрисдикции рассматривают только безотлагательные дела, такие как аресты. А Арбитражный суд Москвы, как и Московской области, вернулись к работе полностью.

Подобная неразбериха приводит к большим проблемам – приходится постоянно уточнять режим работы каждого отдельного суда. «Сложно заранее связаться с судебным аппаратом того или иного судьи общей юрисдикции, чтобы уточнить данные о ходе дела, – говорит руководитель правовой компании «Благополучие» Мария Кутузова. – Информация на сайте далеко не всегда актуальна. Как итог – постоянные безрезультатные поездки в суды».

Суды также ограничивают количество людей в залах заседания – разрешено присутствие только одного участника с каждой стороны, будь это обвинение, защита или потерпевшие. Это тоже вызывает затруднения. «У многих споров сложный многоаспектный характер, требующий слаженной работы нескольких юристов (выступления, оперативный поиск документов)», – поясняет партнер практики по разрешению споров юрфирмы Bryan Cave Leighton Paisner Иван Веселов.

Кроме того, очень осложняет работу особый режим, действующий в некоторых регионах. Так, некоторые региональные суды требуют соблюдения двухнедельного карантина для участников заседания из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Соблюдение карантина можно подтвердить больничным листом от врача в том регионе, где находится суд, говорит юрист судебно-арбитражной практики АБ ЕПАМ Александра Медникова. Юристам приходится заранее просить отложить дело или провести заседание онлайн.

«Иногда уже назначенные заседания просто не проходят, как это случилось с одним из наших кейсов в Арбитражном суде Москвы, – рассказывает управляющий партнер юридической компании Dealex Виктор Рассохин. – Сначала его несколько раз откладывали, а потом перенесли сразу на июль. Другое дело – банкротное – перенесли на сентябрь».

Вал судебных споров

Большинство опрошенных «Профилем» юристов ожидают вал новых дел после снятия карантина. «Во-первых, накопились дела, не рассмотренные из-за пандемии (онлайн-заседания появилась не сразу и далеко не во всех судах), – перечисляет Медникова. – Во-вторых, вырастет число споров, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств (форс-мажор, расторжение договоров). В-третьих, после прекращения моратория на банкротство, очевидно вырастет количество дел о несостоятельности».

Трудовые споры также станут камнем преткновения в ближайшее время. Многие работники будут искать справедливости в судах. «К нам поступает много заявок на иски от людей, которых сократили или отправили в неоплачиваемый отпуск, – говорит основатель Platforma Ирина Цветкова. – Другой тренд – рост числа споров между компаниями и коллективных исков. В то же время из-за финансового дефицита даже крупные корпорации будут экономить на дорогостоящих и длительных судебных и арбитражных разбирательствах».

Дальнейшее откладывание дел может привести к коллапсу судебной системы, и даже открытие судов для очных разбирательств не решит этой проблемы, опасается старший юрист Коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова. «Каждое слушание ставит под удар не только адвокатов, но и судью, и сотрудников аппарата суда, – поясняет она. – На практике дистанцирование в коридорах суда не соблюдается».

Переход в онлайн

Чтобы хоть как-то снизить количество дел, суды стараются приспособиться к новым условиям и переходят в онлайн. «Сейчас уже более 70 арбитражных судов позволяют сторонам участвовать в заседаниях онлайн, более 100 судов – дистанционно ознакомиться с аудиопротоколами судебных заседаний и иными материалами дела, – рассказывает Медникова. – Некоторые суды общей юрисдикции используют для этого Skype или Whatsapp».

На сайте судов в Москве и Подмосковье можно ознакомиться с делом, подать исковое заявление, ходатайство, апелляционную жалобу, запросить решение или исполнительный лист, добавляет основатель Legal Group Софья Жалялова.

По статистике, около 80% арбитражных решений, вынесенных судами первой инстанции, не оспариваются. «Именно для таких дел онлайн-правосудие должно стать подходящим решением, – уверена Любимова. – Конечно, решать эту проблему нужно взвешенно, с соблюдением мер безопасности и защиты личных данных участников процесса».

Если арбитражные суды, особенно в Москве, постепенно внедряют онлайн-правосудие, то сказать то же самое о судах общей юрисдикции пока нельзя. На их сайтах по-прежнему присутствует неактуальная информация, нет онлайн-доступа к материалам, нет возможности подавать документы дистанционно. Всего этого не было и до самоизоляции, но теперь эта проблема стала наиболее острой, отмечает Кутузова.

Хотя большинство опрошенных юристов положительно оценивают онлайн-активность судов, говорить о переходе в цифру пока рано. «Далеко не все суды включены в пилотный проект и имеют возможность проводить заседания онлайн, – говорит она. – Мешает также то, что для отправки ходатайство об онлайн-заседании нужна усиленная электронная цифровая подпись, которая есть не у всех».

Прогнозы не утешают

Юристы уверены, что суды будут работать в ограниченном режиме и после 31 мая. В особенности это касается ношения масок и перчаток. Даже полное возобновление работы судов не позволит сразу вернуться в привычному ритму из-за большого числа накопившихся дел. Это негативно скажется как на ожиданиях сторон, которые не заинтересованы в затягивании сроков, так и на финансовом положении юристов и адвокатов, считает Рассохин.

Для выстраивания эффективной работы очень не хватает единых правил, которые мог бы сформулировать Верховный суд. «Нужно единое решение о режиме работы для всех судов региона, чтобы не приезжать к закрытым дверям или, наоборот, не пропустить судебное заседание, – отмечает Жалялова. – Аппарату суда нужно заранее связываться со сторонами и сообщать, если судебное слушание откладывается, например, из-за болезни или отпуска судьи, отсутствия заключения эксперта и т.д. Это позволит снизить поток людей в судах. Кроме того, если основная работа по делу проведена и все доказательства представлены, по многим категориям дел можно вынести решения без участия сторон».

Алиса Штыкина
https://profile.ru/politics/izolyacionnoe-pravosudie-kak-sudy-rabotayut-v-karantin-324954/