6 июня 2023
Игра по новым правилам | авторская колонка Веры Рихтерман для газеты «Коммерсантъ»

Судебные споры требуют новаторских подходов за рамками исключительно юридического мышления

Повышение уровня конфликтности, обострение, усложнение — эти слова все чаще употребляются при характеристике крупнейших судебных споров. Как при этом изменились судебные кейсы, как поменялись стратегии ведения корпоративных споров и какие новые критерии качества юридической работы могут существенным образом повлиять на исход судебного дела, рассказывает партнер, судебно-арбитражная практика Адвокатского бюро ЕПАМ Вера Рихтерман.

Споры, безусловно, становятся более комплексными и сложными. Как правило, такие споры отличаются масштабностью, включают несколько отраслей права, рассмотрение дела в нескольких юрисдикциях и требуют глубокого погружения в бизнес-процессы доверителя. Все это предопределяет необходимость иметь не только квалификацию в области права, но и уметь организовать комплексную работу команды по проекту, которая включает как юристов из разных отраслей, так и специалистов, не связанных с юриспруденцией: узких экспертов, финансистов, инженеров, строителей, IT-специалистов и других. То есть наличие квалификации и экспертных знаний в праве, конечно, является для хорошего судебного юриста обязательной основой, которая предполагается per se, но, вполне вероятно, может оказаться недостаточной для победы. Ведь в конечном итоге в масштабном проекте юрист выполняет роль дирижера, а музыка складывается усилиями оркестра.

Судебный юрист должен уметь самостоятельно быстро погружаться в смежные отрасли, зачастую крайне далекие от права. Это может быть фармацевтика, геология, строительство и прочее, что требует от юриста гибкости, а также желания и возможности совершенствовать знания и сразу же применять их на практике.

Крайне важно иметь стратегическое видение спора и на каждом этапе понимать, для чего предпринимаются те или иные механизмы защиты, представляются доказательства, привлекаются специалисты, зачем перед судом подсвечиваются те или иные вопросы. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением.

При организации работы по судебному делу невозможно недооценивать исключительную роль комплексного подхода, использование преимуществ и возможностей разных направлений защиты, использование знаний из разных областей права, а также взаимодействие с клиентом и командной работы, поскольку большие дела выигрывают только в результате слаженной работы консультантов, юристов и сотрудников доверителя, специалистов в профильных областях. Времена, когда консультанты и инхаусы боролись за место под солнцем, пожалуй, прошли. Экспертиза и погруженность сотрудников клиента в материю дела — это тот фундамент, который помогает выстроить всю логику процесса. Более того, понимание внутренних процедур и процессов может внести существенный вклад в сбор аргументов и доказательств, необходимых для победы. Синергию от такой совместной работы трудно переоценить.

Непосредственно в судебных баталиях стороны тоже совершенствуют свои навыки, становятся более подкованными в процессах и используют нестандартные, подчас неожиданные инструменты. Поэтому еще один обязательный навык для судебного юриста — это не только иметь план А, В и С, но и быстро реагировать на прецедентные ситуации, ориентироваться в материале, а также проактивно использовать все возможные неочевидные способы защиты.

Механизмы защиты не ограничиваются исключительно вопросами права и качественной правовой позиции. В одном из недавних кейсов бюро оппоненты представили в прямом смысле слова более 10 тонн первичной документации, чтобы постараться завалить суд документами и не позволить разобраться в сути вопроса, но, как говориться, «think outside the box» — на помощь пришел искусственный интеллект, и благодаря совместной работе юристов и программистов удалось в кратчайшие сроки провести анализ и представить суду аналитику, которая разбивала позицию оппонента. При этом подобная сплошная аналитика руками «электронного помощника» позволяет выявлять проблемы в документах оппонентов, часто неизвестные ему самому. От точечных противоречий в материалах и задвоений до подмены нумерации и контрагентов — искусственный интеллект позволяет выявить дополнительный пул аргументов.

Но важно помнить, что искусственный интеллект/нейросети/ChatGPT — это не панацея, а скорее безграничный источник информации. Умение работать с новыми инструментами, ориентироваться в большом количестве данных, выделять и использовать сильные аргументы — это то, что с большой вероятностью будет определять успешную судебную стратегию в будущем. И не стоит забывать, что в юридической работе есть такие аспекты, которые искусственному интеллекту вряд ли когда-нибудь будут под силу, например с помощью доказательств и правильных аргументов донести «справедливость по делу», а в каждом конкретном кейсе она может быть и не одна. Грамотный литигатор сможет найти как минимум две, а то и три точки зрения, которые могут быть успешно восприняты судом, поэтому здесь крайне важно не только найти ее в контексте позиции твоего клиента и дела, которое рассматривается, но смотреть шире, предугадывать действия оппонентов и найти тот самый уникальный выход из ситуации, который приведет к победе.

Это относится не только к общему построению стратегии, но и ко всем ее элементам, ведь из деталей складывается все остальное — например, где позиция может быть усилена за счет заключения специалиста или, наоборот, опровергнута рецензентом. Многие недооценивают возможности, предусмотренные законодательством. Так, одним из действенных способов подтверждения позиции по делу является официальная позиция или разъяснения профильного государственного органа, рассмотрение спорного вопроса на совещаниях, позиция профессионального сообщества и т. п. Зачастую нотариусы играют одну из решающих ролей в судебных спорах, поскольку именно они могут обеспечивать доказательства, назначать экспертизы, помогать сторонам исполнить обязательства, а не просто заверять документы. Нужно всегда смотреть шире на имеющийся арсенал механизмов и использовать их. Аналогично не стоит забывать о пояснениях свидетелей/сотрудников/менеджмента доверителя. Несмотря на сложившуюся «письменность» судебного разбирательства, в некоторых случаях суду важно показать внутреннюю кухню компании. В таком случае помимо выработанной правовой позиции суд увидит коммерческое обоснование структуры взаимоотношений с оппонентами, получит пояснения по специфике рынка, а главное — это наполнит процесс жизнью, а не спором профессиональных юристов.

Стоит отметить, что сегодня в условиях высокой конкуренции споры выигрываются не только за счет острого ума, хороших процессуальных документов и уверенных судебных речей. Большинство судебных кейсов рано или поздно заканчиваются соглашением сторон, и в данном контексте приобретают значение эмоциональный интеллект, эмпатия и желание реально помочь клиенту, а не просто одержать победу. При этом ведение переговоров — это отдельное искусство: юрист, с одной стороны, должен быть крайне результативен, а с другой — максимально погружен в позицию оппонента и внимателен к деталям, чтобы не пропустить точку невозврата. Поэтому говорят, что хороший судебный юрист — всегда немного психолог. Это важно как при организации процесса, так и при раскрытии и представлении доказательств в наиболее приемлемой и адекватной форме. Так, в ряде процессов имеет смысл использовать инфографику, презентации, а в некоторых — таблицы сравнения и другие способы визуализации. Не стоит игнорировать создание для суда удобства в восприятии сложного материала в ходе исследования доказательств. Онлайн-заседания также вносят новое в процесс рассмотрения споров, и нужно учитывать специфику представления материала в онлайн-формате.

Более того, зная специфику спора и участников процесса, можно предугадывать действия и аргументы оппонентов, раскрытие ими определенных доказательств, манеры ведения дел в суде. В подобном случае такие знания помогают быть готовыми к любым поворотам, а молниеносный ответ может определить дальнейший ход дела и продемонстрировать суду, что ты во всеоружии. В некоторых делах, прежде чем разрабатывать правовую позицию в отношении предмета спора, стоит сосредоточиться на процессуальных вопросах, поскольку, углубившись в аргументацию, можно пропустить простой, но элегантный способ завершения конфликта.

Сложные комплексные судебные споры сейчас — это не боксерский бой на ринге до полного нокаута, а слаженная игра правильно подобранной и подготовленной футбольной команды, которая нацелена на результат. Судиться становится все труднее и интереснее именно потому, что усложняются дела, повышается уровень участников процесса и используемых ими методов ведения дела, расширяется спектр доказательств, и, конечно, появляются новые решения в судебной практике, адаптируемые к современным реалиям, особенно это касается споров с участием иностранных лиц, чьи кейсы становятся все более уникальными и требующими квалифицированной помощи, корректного освещения и нешаблонной стратегии. И не стоит бояться создавать прецеденты и нетривиальные правовые позиции, если в законе отсутствует императивное регулирование или оно не отвечает текущим реалиям. Старые правила игры уже не работают — новые времена требуют новых решений, а точнее, новаторских подходов за рамками исключительно юридического мышления.

«Юридический бизнес». Приложение №99 от 06.06.2023

https://www.kommersant.ru/doc/6014065

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ