17 августа 2017
ФНС разъяснила применение новой статьи НК РФ, дополняющей концепцию должной осмотрительности | комментарии Сергея Калинина для «Интерфакс»

Москва. 17 августа. ИНТЕРФАКС - Федеральная налоговая служба (ФНС) разъяснила, как будет применять новую статью Налогового кодекса (НК) РФ - статью 54.1. "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов", которая вступит в силу 19 августа. Раньше суды не отказывали компаниям в расходах, если была доказана реальность поставленного товара или оказанной услуги, но теперь этот подход уйдет в прошлое, говорят юристы, прогнозируя рост налоговых доначислений.

П. 1 ст. 54.1 НК РФ устанавливает запрет на уменьшение налоговой базы и сумм налога через искажение сведений о фактах хозяйственной жизни компании. Норма фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, в том числе путем неучета объектов налогообложения, неправомерно заявленных льгот и т.д., говорится в письме замруководителя ФНС Сергея Аракелова, с которым ознакомился "Интерфакс". В связи с этим налоговым органам необходимо обеспечить получение доказательств умышленного участия налогоплательщика в целенаправленном создании условий для получения исключительно налоговой выгоды (в том числе через действия его должностных лиц, участников и учредителей), говорится в документе.

Под умышленными действиями имеются в виду факты юридической, экономической и иной подконтрольности: взаимозависимость спорных контрагентов и налогоплательщика; согласованность действий компаний; транзитные операции между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимозависимых хозопераций, например, через посредников с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, указывает С.Аракелов.

Кроме запрета на искажение данных хозяйственной деятельности, ст. 54.1 НК определяет еще одно обстоятельство по отказу в предоставлении права на учет расходов при определении налогооблагаемой прибыли и зачету сумм НДС, говорится в письме. Сделка должна быть выполнена контрагентом (первого звена) или тем, кому это обязательство передали по договору или в силу закона, иначе зачесть суммы НДС не удастся, поясняет ФНС.

В свою очередь, п. 3 ст. 54.1 НК исключает из практики налоговых органов формальный подход. ФНС поясняет, что такие обстоятельства, как подписание первичных документов неустановленными или неуполномоченными лицами, нарушение контрагентом НК, возможность компании получить тот же результат при совершении других законных сделок, нельзя считать самостоятельным основанием для обвинения налогоплательщика. А п. 2 ст. 54.1 НК не предусматривает негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев, указывает С.Аракелов. Налоговые претензии возможны только при доказывании факта нереальности исполнения сделки контрагентом налогоплательщика и несоблюдения условий п. 1 (запрет на уменьшение налоговой базы и сумм налога через искажение сведений о фактах хозяйственной жизни компании), говорится в документе.

Замглавы ФНС предписывает руководителям управлений и начальникам инспекций исключить формальный подход при проведении проверок и обеспечить ежеквартальное представление информации в ФНС о применении новой статьи НК РФ.

"Ранее, если ФНС устанавливала, что сделку фактически исполнила не сторона договора, а другое лицо (при реальности такого исполнения), налогоплательщик мог учесть в составе расходов затраты в пределах рыночных цен. Новая позиция законодателя и ФНС ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с ранее сформировавшейся практикой", - опасается руководитель налоговой практики АБ ЕПАМ Сергей Калинин.

До недавнего времени суды не отказывали компаниям в расходах, если была доказана реальность поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, однако в течение последних двух лет судьи стали связывать обоснованность получения налоговой выгоды с реальностью исполнения обязательств по сделке конкретным, а не абстрактным контрагентом, добавляет старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Теперь такое положение закрепили на законодательном уровне, и реальность исполнения обязательств по договору заявленным в нем контрагентом станет одним из основных критериев при оценке обоснованности получения налоговой выгоды, отметил он в интервью "Интерфаксу". По его словам, это приведет к тому, что компании не смогут учесть сделки для налоговых целей, если будет установлено, что обязательства исполнила другая компания.

Письмо указывает на необходимость доказывать умысел на неуплату налогов, при этом налоговые органы не будут обязаны расчетным путем определять налоговые обязательства по операциям, отвечающим критериям ст. 54.1 НК, говорит руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов.

Положение о наличии деловой цели в сделках с контрагентами и выполнение обязательств стороной по сделке радикально изменяет существующий подход к вопросам о злоупотреблении правами в налоговых правоотношениях, отмечает управляющий партнер Адвокатского бюро "Деловой фарватер Роман Терехин. "По существу отвергается подход, что суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции. В Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда от 03.07.2012 № 2341/12 ВАС говорится, что если доказано, что налогоплательщик реально приобретал товары (работы, услуги) у поставщика с признаками фирмы-"однодневки", то реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль нужно определять исходя из рыночных цен по аналогичных сделкам. Теперь этот подход уйдет в прошлое", - констатирует он.

"Раньше в большинстве случаев налог на прибыль доначислялся только при завышении стоимости по сравнению с рыночной и только на соответствующую разницу в стоимости. Новое регулирование приведет к существенному увеличению сумм доначислений по налогу на прибыль и к росту числа уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, в том числе квалифицируемых по ст. 159 УК (Мошенничество)", - считает А.Ерасов.

Автор - Алиса Штыкина, Интерфакс

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Сергей Калинин

Сергей Калинин

Москва, ОАЭ, Лимасол