17 июля 2017
ФНС подготовила внутреннее письмо, сокращающее время проверки НДС для добросовестных налогоплательщиков с трех месяцев до двух | комментарии Сергея Калинина для «Ведомости»

Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила внутреннее письмо, сокращающее время проверки НДС для добросовестных налогоплательщиков с трех месяцев до двух. «Ведомости» ознакомились с документом. Представитель ФНС отказался от комментариев.

Чтобы претендовать на быстрое возмещение НДС, у компании должен быть низкий или средний уровень налоговых рисков (присваивается АСК НДС-2), она не должна заявлять слишком большую сумму к вычету (больше выплаченных налогов за три года), а все ее поставщики на 90% должны быть с низким налоговым риском. В декларациях компания не должна минимизировать налоги или завышать суммы к возмещению, у нее не должно быть признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

По оценкам федерального чиновника, под критерии ускоренного возмещения подпадает около 10 000 компаний, или 37% всех налогоплательщиков, заявляющих возмещение.

«К нам приходили несырьевые экспортеры и жаловались, что длинные сроки проверки при возмещении надолго замораживают их оборотный капитал. Эксперты Всемирного банка говорили, что мы отстаем от других стран по этому показателю», – напомнил «Ведомостям» замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. На коллегии ФНС договорились об ускорении, вспоминает он, а налоговики сказали и сделали. Ускорение возмещения – один из элементов поддержки экспорта, а поддержка экспорта – часть плана ускорения экономического роста, этот план Минэкономразвития направило в правительство.

По Налоговому кодексу проверка должна занимать три месяца, но на практике она затягивается до полугода, вздыхает руководитель экспортной компании. А из-за серьезного разрыва по времени между подачей заявления и возмещением из оборота компании отвлекаются существенные суммы денег, говорит партнер EY Алексей Кузнецов.

Для крупнейших экспортеров (налоги за три года не меньше 7 млрд руб.) предусмотрен ускоренный порядок: НДС возмещают по заявлению, а проверка проводится потом. Но все остальные, если хотят быстрее вернуть деньги, должны предоставить банковскую гарантию. С 1 июля 2017 г. ее можно заменить поручительством взаимозависимой российской компании без долгов и с теми же 7 млрд руб. налоговых выплат за три года.

Долгий возврат НДС – настоящая проблема, жалуется руководитель крупного экспортера: «До сих пор ФНС при возврате НДС без всяких на то оснований, при превышении какого-то внутреннего их лимита, может вызвать на допрос половину сотрудников компании».

На практике в налоговую вызываются руководители вновь созданных компаний или впервые заявивших возмещение, объясняет чиновник, или если есть риск получения необоснованной налоговой выгоды.

Сам срок проверки можно сделать еще меньше, настаивает экспортер. На коллегии ФНС речь шла о сокращении сроков проверки до месяца, вспоминает участник встречи и приводит в пример Австрию, где срок возмещения всего три недели. Нужно минимизировать риски адаптации недобросовестных компаний под критерии и оценить сами критерии, нужно ли их оптимизировать, объясняет чиновник. Если эксперимент пройдет успешно, можно сократить проверки и до одного месяца, считает он, решение будет приниматься после второго полугодия 2017 г.

Месяц – это нереальный срок, спорит чиновник ФНС: уложиться даже в три месяца сложно, сокращение проверки до двух месяцев – очень большой прогресс. Воскресенский же обещает, что развитие IT-технологий позволит сократить сроки еще больше.

Сокращение на месяц уже прогресс, согласен управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Письмо касается всех компаний, платящих НДС, не только экспортеров, говорит партнер TaxAdvisor Дмитрий Костальгин. Мера актуальна, например, для строительных компаний, считает Щекин.

ФНС уже в который раз улучшает положение налогоплательщиков, самоограничиваясь в полномочиях на уровне писем, вспоминает Щекин. В апреле ФНС призвала территориальные инспекции ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения – например, неверную подпись в документах.

Главное – реальность операции (например, получила ли компания товары или услуги), объясняет ФНС.

Ускорение возмещения НДС стало возможным, после того как система АСК НДС-2 заработала в полную мощь, объясняет Щекин, система позволяет в автоматическом режиме видеть разрыв между начислением НДС поставщиком и вычетами у налогоплательщика. Благодаря цифровым решениям ФНС может, не ослабляя налогового контроля, дать серьезные послабления бизнесу, приветствует он: и налоговые поступления растут не из-за драконовских мер, а из-за расширения бизнеса компаний.

Послабления давно напрашивались – иначе бы возник вопрос об эффективности работы АСК НДС-2, уверен Костальгин.

Условия, которые необходимы для сокращения сроков возврата, необременительны, считает Щекин, им соответствует подавляющее большинство компаний, которым нет смысла задерживать возврат.

Выполнимы они будут только для экспортеров, которые покупают продукцию у одних и тех же добросовестных поставщиков, более скептичен руководитель налоговой практики ЕПАМ Сергей Калинин. При этом налоговые претензии, основанные на использовании фирм-однодневок, остаются самой массовой категорией дел, предупреждает он.

Авторы - Маргарита Папченкова, Елизавета Базанова

Статья опубликована в № 4364 от 17.07.2017 под заголовком: Возмещение в ускоренном темпе

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Сергей Калинин

Сергей Калинин

Москва, ОАЭ, Лимасол