1 апреля 2020
Указ об использовании «Закона о производстве (для нужд) обороны» для возмещения дефицита защитной продукции и аппаратов искусственной вентиляции легких в США. А как у нас?

18 марта 2020 года Президент США Дональд Трамп подписал указ об использовании «Закона о производстве (для нужд) обороны» для возмещения дефицита защитной продукции и аппаратов искусственной вентиляции легких.

Данный закон появился 70 лет назад во время войны в Корее и до сих пор находится в силе. Закон позволяет правительству США быстро перейти на ручной режим управления отраслями экономики, если этого требует национальная безопасность. Правительство может в обязательном порядке требовать от производителей и других юридических лиц заключения с ним договоров и их выполнение в приоритетном порядке, а также обязать производить именно тот продукт, который необходим. Более того, правительство имеет право предоставлять обеспечение кредитных обязательств, сдерживать цены, кредитовать отдельные отрасли напрямую, а также «защищать» от возможных антимонопольных рисков, если производители одной отрасли кооперируются для выполнения задания от правительства.

Закон не предполагает национализацию, он  постоянно используется ведомствами США и Президентом, просто на это никто не обращает внимание. Так, под эгидой этого закона Министерство обороны инвестирует в новые важные для него технологии, которые потом выходят в массы (например, интернет). Президенты США также не прочь воспользоваться: в 2011 году в рамках борьбы с кибершпионажем Барак Обама обязал под угрозой уголовного преследования крупнейшие телекоммуникационные компании раскрыть детальную информацию о присутствии в их работе оборудования и программного обеспечения из Китая.

Открытым остается вопрос, насколько меры, «предписанные» правительством, могут дать право на возмещение по соглашениям о защите инвестиций  убытков в инвестиционном арбитраже, инвесторам в акции компаний США или их дочерним обществам на территории США.

Что касается России, согласно ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ФКЗ «О чрезвычайном положении», на территории России могут вводиться три режима действий при особых обстоятельствах – по возрастанию: режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации и режим чрезвычайного положения. В зависимости от этих классификаций, органы власти обладают разным объемом полномочий. С 19 марта 2020 года во всех регионах России действует режим повышенной готовности, а в нескольких регионах – режим чрезвычайной ситуации. Режим чрезвычайного положения пока не введен ни в одном из регионов России.

Президент России будет обладать полномочиями в отношении регулирования деятельности организаций только в случае введения чрезвычайного положения. В соответствии с п. «б» ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении», чрезвычайное положение может быть введено при эпидемии. В таком случае, согласно пп. «в» статьи 13, указом Президента может предусматриваться мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности. То есть Президент России, как и Президент США, может применить подобные меры в отношении организаций, но только в условии чрезвычайного положения.

При буквальном толковании законодательства Президент не вправе обязывать организации производить те или иные товары в случае режима чрезвычайной ситуации. В то же время, согласно ФЗ «О чрезвычайных ситуациях», Президент уполномочен принимать «иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (ст. 8). Это является так называемым экстраординарным полномочием Президента. На практике Конституционный Суд еще в Постановлении 11-П 1996 года признавал право Президента издавать указы в целях восполнения пробелов правового регулирования, если такие указы не будут противоречить Конституции и будут носить временный характер, оправдывая это статусом Президента как гаранта Конституции. Так как Конституция защищает здоровье граждан и право на медицинскую помощь, нельзя полностью исключать риск принятия Президентом «решения» о привлечении организаций к производству того или иного вида товара, необходимого для охраны здоровья граждан. В то же время вероятность такого решения без введения ЧП остается ограниченной.

Авторы: советник Владимир Таланов, старший юрист Антон Березин.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ