4 июня 2021
О принципах регулирования цифровых платформ| авторская колонка Евгения Большакова для газеты «Известия»

Одной из обсуждаемых тем первого дня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) стали экосистемы — риски их развития и подходы к их регулированию. Цифровые платформы уже научились эффективно работать, а задача Центробанка — стимулировать конкурентную среду, обеспечивать право частной собственности и равенство игроков перед законом, подчеркнул первый зампред ЦБ Сергей Швецов на профильной сессии. Он привел пример: если компания выступает одновременно и платформой, где размещаются предложения поставщиков, и самим поставщиком услуг, она накапливает опыт разных игроков рынка, а затем может им воспользоваться для недобросовестной конкуренции.

Банк России — не единственный регулятор, который озабочен вопросами развития экосистем. Осенью 2020 года в ЕС был опубликован проект Акта о цифровых платформах, где особое внимание уделено регулированию gatekeeper (владельцев ключевых платформ), через которые другие бизнесы получают доступ к конечным потребителям.

С точки зрения монополизации цифровых рынков в России ситуация лучше, чем в Европе, — у нас есть конкуренция. Однако налицо тенденция к росту концентрации и формированию доминирующих игроков в огромном количестве сфер: такси, поиск, карты и т.д. Вскоре все сегменты рискуют оказаться под контролем ограниченного числа корпораций по аналогии с западной моделью.

Если фантазировать, какое регулирование было бы оправданным в российских правовых реалиях, прежде всего вспоминается заявление ЦБ о целесообразности формирования именно открытых моделей платформ, где каждый участник имеет равные и прозрачные условия доступа ко всем сервисам и информации.

Но подход к нормативному регулированию таких систем будет зависеть от того, чей ключевой интерес защищается. Если отправная точка — обеспечение конкуренции, то внимание регулятора должны привлекать сферы, где конкуренция уже ограничивается или есть такие риски. Если же это защита потребителя, то здесь стоит говорить об игроках, которые могут оказывать решающее влияние на рынок.

В таком случае, прежде всего необходимо обеспечить равные возможности для всех сервисов в рамках платформы. Этот вопрос послужил основанием для выдачи ФАС предупреждения «Яндексу» о недопустимости дискриминации в поиске других игроков рынка и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Основная претензия — использование ресурсов, недоступных другим компаниям с целью привлечения дополнительного трафика к собственным сервисам.

Здесь неизбежно возникает вопрос о том, какими должны быть условия использования этих ресурсов и кто должен их определять. С одной стороны, представляется логичным, что это прерогатива владельца платформы и выбор модели остается на его усмотрение. С другой стороны, важно понимать, что говорить о равенстве в рамках возмездной модели не приходится, поскольку конкуренты платят своему конкуренту за доступ к его ресурсу. Не работает и аукционная модель, пока распределение ограниченного ресурса осуществляет сам его обладатель.

Во-вторых, у конкурентов не должно быть технологических ограничений. Важный шаг в запрете любых технологических ограничений на работу с альтернативными приложениями — кейс 2018 года в отношении HeadHunter, действия которого по блокированию учетных записей пользователей, использовавших независимое ПО «Робот Вера» вместо ПО самого Head Hunter, ФАС признала незаконными.

В-третьих, остро стоит вопрос о доступе к информации. Тут есть два взаимоисключающих подхода: потребовать от экосистемы не собирать и не использовать информацию третьих лиц или обязать давать к ней доступ всем желающим. Мировой опыт по запрету сбора информации оказался не слишком удачным: достаточно вспомнить сделку о приобретении WhatsАpp компанией Facebook в 2014 году, где невозможность объединения данных стала важным условием согласования сделки, а через несколько лет выяснилось, что оно уже произошло и никакие штрафы этого не исправят.

Масштабное обсуждение регулирования экосистем на ПМЭФ в итоге поставило больше вопросов, чем дало ответов. А также дало понять, что в ближайшие годы цифровые гиганты не уйдут с повестки дня.

Автор — Евгений Большаков, партнер Адвокатского бюро ЕПАМ

Дата публикации: 4 июня 2021.
https://iz.ru/1173751/evgenii-bolshakov/eka-sistema

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ