16 мая 2017
Интервью к круглому столу ПМЮФ 2017 «Законотворчество в интересах бизнеса: сотрудничество со знаком плюс» | Дмитрий Афанасьев, РБК

В чем основная задача взаимодействия бизнеса с государством в сегодняшних условиях?

Несмотря на разнообразие интересов разных бизнес-структур и государственных органов, всех их объединяет один общий интерес: сделать так, чтобы экономика страны развивалась. Думаю, что тут можно руководствоваться тезисом Президента РФ о том, что лучшим ответом на внешнее давление на Россию будет расширение экономической свободы внутри России. Если бы этот тезис в полной мере выполнялся, то Россия стала бы только сильнее. Некоммерческое партнерство «Содействие развитию корпоративного законодательства» было создано в 2012 году путем объединения ведущих национальных юридических фирм для экспертной поддержки усилий государства по повышению привлекательности российского правового поля и тем самым – для улучшения инвестиционного климата в стране. Партнерство выступило инициатором реформы Гражданского кодекса и принятия закона о третейском правосудии, которые стали основными вехами успеха в повышении привлекательности российского права за последние годы. В результате этой работы и других обстоятельств в три раза увеличилась применимость российского права в бизнес-сделках. Правда, в абсолютных цифрах это выглядит по-прежнему слабовато: с 10 до 34 процентов. Это означает, что предстоит еще много работы.

Каковы были предпосылки создания НП "Содействие развитию корпоративного законодательства" и каковы результаты его работы?

Идея создания партнерства появились у инициаторов - ведущих российских юридических фирм - на волне обсуждения поправок в ГК РФ, в процессе продолжающейся дискуссии о путях модернизации российского корпоративного и, шире, гражданского права. В ГК отсутствовали правовые механизмы, востребованные бизнесом, и проведенный в 2012 г. опрос крупнейших компаний показал, что лишь 10% из них подчиняют российскому праву большинство значимых сделок. Мы поставили себе целью изменить эту ситуацию.

Члены НП подготовили существенный блок аргументированных поправок и концепций положений Гражданского кодекса (ГК); часть из которых позже нашла отражение в принятых Государственной Думой поправках к ГК. Партнерство приняло деятельное участие в обсуждении законопроекта о третейских судах, участвует в реформе регулирования юридической профессии, сотрудничает с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Какие результаты дала реформа ГК РФ?

Основным результатом этой работы можно считать существенное повышение степени доверия участников гражданского оборота к российскому праву и российской юрисдикции в целом. В 2012 году, до реформы, мы провели опрос крупнейших компаний, работающих в России: более 67% респондентов отмечали неудобство российского законодательства для ведения бизнесам и лишь 10% подчиняли значимые сделки российскому праву. После принятия поправок, в начале этого года, мы провели еще один опрос и выяснили, что уже 34% компаний подчиняют российскому праву большинство значимых сделок, и всего 26% считают российское законодательство неудобным для ведения бизнеса. Это существенный шаг вперед, но только один из многих. Безусловно, есть куда стремиться.

Что Вы считаете основным риском для бизнеса в современной правовой среде?

Основным риском является рассогласованность действий бизнеса и законодателя, которая приводит к принятию заведомо нереализуемых законодательных актов. Так, например, при принятии комплекса законов о КИК мнение бизнес-сообщества услышано не было, и в результате можно констатировать не только отсутствие эффективности от принятых мер, но и существенно ухудшение с точки зрения инвестиционной привлекательности – более 40% бенефициаров КИКов предпочли отказаться от налогового резидентства России и перебрались за пределы страны, увозя за собой не только и не столько капитал, сколько соль деловой активности.

Что необходимо предпринять для того, чтобы сделать деловую среду более благоприятной?

Полагаю, что проблему, как любую болезнь, надо лечить комплексно – одновременно изменять несколько элементов правовой системы страны, улучшать функционирование ее органов.

Так, необходимо скорректировать законодательство о КИК, о валютном регулировании, отказаться от сугубо буквального фискального подхода и перейти к признанию экономической целесообразности как основы всех совершаемых как налогоплательщиком, так и налоговым органом действий. Например, ограничить нераспределенную прибыль КИК для целей ее налогообложения в РФ только теми доходами, источником происхождения которых является РФ, превратить институт предварительного налогового разъяснения из процедуры для особо избранных в массовый инструмент добросовестного налогоплательщика, отменить налог на прирост капитала. Нужно продолжать последовательно удалять императивы не только из Гражданского кодекса, но и из других законов, регулирующих бизнес-деятельность, например, учесть этот принцип в законодательстве о синдицировании долговых инструментов.

Требуют существенной корректировки заградительные нормы законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а равно законодательства об иностранных инвестициях стратегические отрасли.

В рамках реформы судебной системы можно предложить расширить применение института специализированного правосудия за счет создания специализированного инвестиционного суда, подведомственного Верховному Суду РФ, который стал бы рассматривать споры с резидентами ТОРов и Свободного порта Владивосток.

Полагаем необходимым внести некоторые корректировки в практику применения уголовного законодательства, прекратить практику разрешения хозяйственных споров методами криминальной юстиции и вернуть их в мирную гавань частного права и третейского разбирательства.