13 марта 2017
Бенефициар российской компании может защитить свои интересы, но не как акционер, а как "иное лицо" | комментарии Алины Кудрявцевой для «Коммерсант»

Споры года 

"Ъ" отобрал наиболее важные для российского бизнеса и практики юридических фирм кейсы, попавшие в поле зрения прессы в 2016 году. Практически каждый спор — захватывающая битва лучших команд юристов на каждой стороне и на каждой стадии процесса.

[…]

Риски бенефициара

Совладелец банка "Аспект" Максим Москалев (АБ "S&K Вертикаль"), создавший сложную офшорную схему владения своим активом, замкнутую на российском ЗАО "Аспект-Финанс" (адвокат Вадим Мясников), оспаривал решение общего собрания акционеров ЗАО. Собрание назначило нового директора, который самовольно продал 90% акций банка "Аспект". Доказывая свое право на иск, Максим Москалев раскрыл схему владения банком, показав, что может влиять на решения офшоров, которым принадлежали акции ЗАО. Но суды отказали ему в праве обжалования. По мнению судов, перечисление цепочки иностранных компаний само по себе не подтверждает, что истец является их владельцем и бенефициаром банка, а закон "Об АО" разрешает оспаривать решения общего собрания только акционерам. Однако 31 марта Верховный суд РФ (ВС) отправил дело на новое рассмотрение, подчеркнув, что лицо вправе оспорить решение общего собрания, если докажет, что его исполнение нарушает права этого лица. В итоге бенефициар российской компании может защитить свои интересы, но не как акционер, а как "иное лицо".

Комментируя решение ВС, советник АБ ЕПАМ Алина Кудрявцева называет это "новшеством" для российского корпоративного права: "Ранее суды отказывали в таких исках со ссылкой на отсутствие у заявителей прямых прав. Позиция ВС стала продолжением общей тенденции по возложению ответственности за вред, причиненный юрлицу, на фактически контролирующих корпорацию лиц". По ее мнению, в случае возникновения корпоративных конфликтов этот механизм позволит защитить собственников, "скрытых за сложной корпоративной структурой". "Хотя выводы ВС о праве конечных бенефициаров бизнеса оспаривать решения являются прогрессивными, нельзя не отметить спорность такой позиции и вероятность проявления сложно прогнозируемых последствий",— высказывает опасения Роман Зайцев из Dentons. Основную угрозу он видит в том, что широкое толкование категории лиц, обладающих правом на оспаривание, может спровоцировать злоупотребления. Также юрист не исключает возможности использования обратной логики: "Наделение конечных бенефициаров правом на оспаривание решений общих собраний может означать признание за ними и обязанностей, вытекающих из соответствующего статуса".

[…]

С полным текстом публикации можно ознакомиться на сайте издания по ссылке.