22 апреля 2019
При поддержке АБ ЕПАМ прошла международная научно-практическая конференция «Санкт-Петербургский морской форум: актуальные проблемы морского судоходства

18 апреля 2019 года при поддержке АБ ЕПАМ прошла ежегодная конференция «Санкт-Петербургский морской форум: актуальные проблемы морского судоходства», организованная при участии Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ. Старшие юристы Бюро Алексей Карчёмов и Андрей Тузов выступили на мероприятии.
 
Алексей Карчёмов, старший юрист практики морского / транспортного права Бюро, выступил с докладом во второй сессии конференции, посвященной вопросам Северного морского пути (СМП).
 
Правовое регулирование судоходства по Северному морского пути: национальные и международные интересы

«Стратегическое значение Арктики для современного и перспективного развития России и всего мира является общепризнанным фактом. Для реализации государственной стратегии России по развитию Арктики были определены такие задачи, как надлежащее международно-правовое оформление внешних границ арктической зоны и совершенствование национальной нормативно-правовой базы, законодательное закрепление статуса Арктики и государственное регулирование судоходства по трассам Северного морского пути», – отметил Алексей Карчёмов.

Отвечая на вопрос определения правового статуса арктических вод Алексей пояснил, что в соответствии c нормами Конвенции ООН по морскому праву за прибрежными арктическими территориями государств закреплен статус внутренних вод, тогда как вопрос правового режима участков арктических вод, проходящих через исключительную экономическую зону прибрежных государств, остается актуальным и по настоящее время с точки зрения интереса других стран.

Алексей рассказал о международных законодательных инициативах в Арктике, в частности, о положениях Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс), а также о планируемом введении запрета на использование и перевозку мазута в арктических водах. Алексей добавил, что одними из последних российских инициатив в отношении Северного морского пути являются установление исключительного права российских судов осуществлять морскую перевозку нефти, природного газа, в том числе в сжиженном состоянии, газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации, и/или находящейся под её юрисдикцией, в том числе на континентальном шельфе, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, а также смягчение требований к ледовым классам судов.

Уголовно-правовые риски в морском бизнесе

Бюро также выступило организатором секции «Уголовно-правовые риски при использовании электронного документооборота в морском бизнесе».

Андрей Тузов, старший юрист уголовно-правовой практики Бюро, открыл секцию с рассказа об основных уголовно-правовых рисках ведения бизнеса в России, в том числе с учетом специфики работы в морской и транспортной отрасли. Андрей подчеркнул, что административные проверки государственных органов, связанные с безопасностью эксплуатации транспорта, соблюдением нормативов и правил, могут стать основанием привлечения к уголовной ответственности. Алексей Карчёмов добавил, каким образом арест груза на судне может использоваться как механизм конкурентных войн: «Основанием для задержания судна может также послужить арест груза, находящегося на нем. Если при этом задержанный груз передается на ответственное хранение судовладельцу, груз должен остаться в порту и выгрузить его проблематично», - подчеркнул Алексей.

Снижение рисков уголовного преследования топ-менеджеров

Юристы подробно остановились на вопросах хранения конфиденциальной информации топ-менеджментом и работниками, т.к. в ходе проведения проверок контрольно-ревизионных органов полученные сведения могут быть переданы соответствующим органам и послужить основанием для возбуждения уголовного дела. «С точки зрения информационной безопасности особое внимание необходимо также уделять вопросу предоставления права доступа линейному персоналу к информации, связанной с деятельностью компании. Учитывая наличие уголовно-правовых последствий и рисков, капитану судна стоит ограничивать доступ к конфиденциальной информации, в зависимости от статуса членов экипажа», - говорит Андрей Тузов.

Экологические аспекты уголовной ответственности вызвали оживленную дискуссию. Юристы рассказали о рисках привлечения к уголовной ответственности, возникающей в результате причинения вреда окружающей среде, ущерба здоровью и деятельности человека, отметив, что ключевой особенностью таких преступлений является наличие связей между допущенными нарушениями правил безопасности и охраны окружающей среды и причинным ущербом.

Киберпреступность в сфере морских перевозок

Алексей Карчёмов рассказал об угрозах киберпреступлений в индустрии морских перевозок. Последствия киберпреступности – это не только имущественные потери, но и причинение вреда жизни и здоровью людей. Алексей рассказал об основных видах и техниках кибератак и привел некоторые примеры борьбы с ними из практики. 

«Большое количество участников рабочего процесса, необходимость оперативного принятия решений, зависимость от взаимодействия в электронной форме, а также вопросы доверия – вот основные уязвимые места индустрии морских перевозок, которыми пользуются преступники», - отмечает Алексей.

Постоянный процесс обеспечения информационной безопасности и повышение осведомленности сотрудников о возможных рисках являются одними из важных рекомендаций по минимизации рисков киберпреступности для бизнеса.

Обсудив основные практические рекомендации по минимизации рисков кибератак, мероприятие завершилось оживленной дискуссией участников и ответами на вопросы.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Алексей Карчёмов

Алексей Карчёмов

Санкт-Петербург