3 июня 2011
Владислав Архипов прокомментировал для портала «firstnews» закон о ратификации протокола об изъятиях из свободного перемещения товаров в рамках Таможенного союза

Дмитрий Медведев дал союзникам немного времени

Президент России подписал закон о ратификации протокола об изъятиях из свободного перемещения товаров в рамках Таможенного союза. Так, на легковые автомобили Белоруссия и Казахстан пока продолжат использовать свои – более низкие пошлины. Эксперты Firstnews отмечают: быстрого перехода на единые тарифы и не могло получиться.

Единый таможенный кодекс для России, Казахстана и Белоруссии применяется уже почти год. С 6 июля 2010 в рамках трехстороннего Таможенного союза заработало "единое таможенное пространство".

То есть по идее товары должны были начать свободно перемещаться, не считаясь с границами государств и используя единый таможенный тариф. Но странам не удалось прийти к консенсусу по всем вопросам - "союзники" приняли протокол об изъятиях.

"В реальности формирование таможенного союза очень долгосрочная процедура - всегда есть нюансы. Невозможно сразу перейти к единой таможенной территории. Согласно протоколу страны получили переходный период. Изъятия делаются для баланса экономических интересов", - отметил специалист в области таможенного права Владислав Архипов, адвокат Адвокатского бюро "ЕПАМ", преподаватель юридического факультета СПбГУ.

В частности, изъятия означают, что на определенные категории товаров - на легковые автомобили в первую очередь - распространяются ставки таможенных пошлин и налогов государства, на территории которой осуществляется выпуск таких автомобилей. Но не ниже, чем в Белоруссии на 1 января 2010 года.

Преподаватель Российской таможенной академии Анна Саличкина отметила, что и казахские, и выбранные ориентиром белорусские ставки гораздо ниже, чем в России.

"В России пошлины при ввозе автомобилей физическими лицами достаточно высоки, так как правительством проводится программа поддержки отечественного автопрома и стимулирования притока прямых иностранных инвестиций - например, строительство заводов по сборке автомобилей Wolkswagen в Калуге и т.п. Поэтому пошлины протекционистские", - рассказала Анна Саличкина.

Впрочем, радоваться низким пошлинам на авто экономикам Белоруссии и Казахстана долго не придется. Уже 1 июля действие соглашения в этой части истечет. Хотя до окончательного формирования Таможенного союза продолжат действовать специальные, компенсационные или антидемпинговые пошлины на некоторые категории товаров.

Например, Казахстаном по 409 товарным позициям (съедобные орехи, фрукты, фармацевтическая продукция, пластмассы, каучук, резина и др.), применяются ставки отличные от Единого таможенного тарифа. Получается, что свободного перемещения указанных товаров по единой территории пока происходить не будет. То есть при ввозе их на территорию России и Белоруссии? будут взиматься пошлины.

"Таким образом, пока не на всей территории Таможенного союза действуют унифицированные правила. Однако Протоколом отмечено, что данные меры являются временными", - отметила Анна Саличкина.

Текст: Елена Анисимова