21 февраля 2011
Владимир Кузнецов прокомментировал для журнала "Однако" работу по совершенствованию законодательства, влияющего на формирование инвестиционного климата в России

Как получить заморский капитал

Главный способ привлечения прямых зарубежных инвестиций — собственное интенсивное развитие

В начале февраля в Москве прошел инвестиционный форум «Россия-2011», в котором приняло участие значительное число представителей мирового политического и экономического бомонда, за несколько дней до этого размышлявших в Давосе об источниках глобального роста на ближайшую перспективу.

И там, и здесь глобальные инвесторы проявляли неизменный интерес к нашей стране. Причем проявляли его как представители с трудом преодолевающего кризис западного экономического сообщества, так и развивающихся, прежде всего растущих азиатских экономик. Однако интерес был весьма осторожный и дальше зондирования почвы в большинстве случаев не шел. Глава Минфина Алексей Кудрин старался, как мог, развеять холодную сдержанность собравшихся, указывая на значительные преимущества России перед целым рядом западных стран (низкую долговую нагрузку, бюджетную устойчивость, приличные макроэкономические показатели) и стремительно идущих вперед развивающихся государств (напомнил, что уровень жизни в нашей стране все-таки выше, чем в Китае, Индии и Бразилии). Но, как свидетельствует практика последних лет, инвесторы все-таки в большей степени отдают предпочтение не нашей стране, а ее коллегам по БРИК и другим растущим экономикам.




Поднебесная — оазис для инвестиций

Вот уж воистину говорят: «Кому война, а кому мать родна!» В период кризиса прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые несут в страну не «горячие» спекулятивные деньги, готовые в любой момент так же быстро исчезнуть в обратном направлении, как и пришли, а долгосрочные финансовые ресурсы, передовые управленческие решения и технологии, в «неразвитые» страны неизменно росли.

Так, согласно предварительным подсчетам Комиссии ООН по торговле и развитию (UNCTAD), в 2010 году развивающиеся страны и страны с переходной экономикой впервые с начала ведения статистики (1970 г.) привлекли больше прямых иностранных инвестиций, чем развитые государства (график 1).

Как следует из доклада UNCTAD, общий объем ПИИ в минувшем году практически не изменился по отношению к предшествующему периоду, продемонстрировав небольшой рост на 1% — 1,122 трлн долларов в 2010 году против 1,114 трлн долларов в 2009 году. В то же время это на 25% ниже докризисных объемов.

В целом рост ПИИ в развитых странах составил в прошлом году всего лишь 0,7%, в то время как в развивающихся — 9,7%.

Рвущийся в мировые лидеры Китай в 2010 году увеличил их объем на 17,4% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года и вышел на уровень 105,74 млрд долларов (график 2). По данным официального представителя министерства коммерции КНР Яо Цзяня, только в декабре прошлого года объем ПИИ составил 14,03 млрд долларов, что на 15,6% больше, чем в том же месяце в 2009 году. По прогнозу некоторых экспертов, в наступивший двенадцатимесячный период приток иностранного капитала в Китай может несколько замедлиться из-за активных действий руководства страны по охлаждению экономического роста, однако все равно увеличится на 10% в сравнении с достижениями 2010 года.

Всего же, по данным министерства финансов КНР, за пять лет — с 2006 по 2010 год — объем прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику составил около 420 млрд долларов, что в 1,5 раза превышает показатель десятой пятилетки (2001—2005 годы). В настоящее время КНР занимает второе место в мире по объему получаемых прямых зарубежных инвестиций, уступая только США.

ПИИ очень актуальны для Китая, поскольку помимо притока долгосрочных финансов, технологий, управленческих моделей и практики современных корпоративных решений помогают в решении крайне актуальной проблемы этой страны — трудоустройства многомиллионного населения.

Согласно статистике китайского минфина, за период с 2006 по 2010 год предприятия с участием иностранного капитала создали в КНР около 45 млн рабочих мест. За минувший год в Поднебесной было зарегистрировано 27 406 предприятий с участием иностранного капитала, причем ярко стала проявляться тенденция ориентации зарубежных инвесторов на внутренний китайский спрос — 46% общего объема привлеченных ПИИ пришлось в 2010 году на индустрию услуг.

Азиатский рост поддержал Гонконг, зарубежные инвестиции в экономику которого, согласно данным UNCTAD, выросли почти на 30%, до 62,6 млрд долларов. Любопытно, что если суммировать прямые иностранные инвестиции, полученные Китаем и Гонконгом (особый административный район КНР), то в 2009 году Поднебесная обошла США, а в 2010 году лишь ненамного уступала Америке.




В гонке с Китаем

В отличие от Китая, где поступательный рост иностранных инвестиций остается практически непрерывным, в остальных развивающихся странах динамика привлекаемых ПИИ отличается большей неустойчивостью и подвержена существенным колебаниям.

В Индии власти создают преференции для иностранных вложений в выбранных направлениях, поэтому объем привлеченных инвестиций значителен, хотя тенденция к их росту после кризиса здесь пока не восстановилась (график 3). По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Индия в России Прабхата Шукла, приоритетными сферами вложения ПИИ являются развитие инфраструктуры, модернизация индийской промышленности посредством капиталовложений в новые предприятия (инвестиций с нулевого цикла) и проекты, создающие максимальное количество рабочих мест.

ПИИ в страны Латинской Америки выросли на 21%, причем в большинстве крупнейших экономик региона увеличение было весьма существенным.

Так, прямые иностранные инвестиции в бразильскую экономику (график 3) в 2010 году выросли на рекордные 86,7% по отношению к предыдущему году, составив 48,4 млрд долларов, сообщил в конце января центробанк страны. Данный показатель оказался значительно лучше прогноза ЦБ, который ожидал объем иностранных инвестиций в пределах 38 млрд долларов. При этом независимые аналитики предсказывали сумму в 33 млрд долларов. В абсолютном исчислении иностранные инвестиции в Бразилию также стали рекордными за всю историю ведения подобной статистики, с 1947 года, отмечает бразильский центробанк.

На 21% по сравнению с результатами 2009 года увеличился объем прямых иностранных инвестиций в Мексике (график 3). Согласно данным министерства экономики страны, их объем вплотную приблизился к отметке в 14,5 млрд долларов. На сегодняшний день на мексиканском рынке работает уже более трех тысяч иностранных компаний. При этом наиболее привлекательными секторами мексиканской экономики для иностранцев являются отнюдь не сырьевые или добывающие отрасли (хотя Мексика и является наиболее крупным экспортером продукции этих секторов в Латинской Америке), а легкая промышленность и торговля (60,7 и 16,8% ПИИ).

В США в 2010 году наблюдался весьма существенный в процентном отношении рост привлеченных ПИИ, правда, это был лишь отскок после падения в 2,5 раза в кризисном 2009 году, и достигнутый в минувшем году уровень — по оценкам UNCTAD, 186,1 млрд долларов — составляет лишь немногим более половины от максимума 2008 года (график 4).



Россия: обвал закономерен?

В России, как и в США, падение прямых зарубежных инвестиций в 2009 году было обвальным, однако в отличие от Штатов никакого выраженного отскока в 2010 году не наблюдалось.

Согласно официальному сообщению Росстата, общий приток иностранных инвестиций в российскую экономику в январе — сентябре 2010 года сократился на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, а поступление прямых иностранных инвестиций в Россию за этот период снизилось на 17,8% и составило 8,2 млрд долларов. Если опираться на методику Росстата и экстраполировать данные, то по итогам года объем полученных ПИИ должен был составить порядка 13 млрд долларов.

В то же время, видимо опираясь на совсем иную методику, вице-премьер Александр Жуков в конце года оптимистично оценивал приток зарубежных прямых инвестиций в Россию в 50 млрд долларов.

Согласно же оценке другого вице-премьера, главы Минфина Алексея Кудрина, по итогам года ПИИ в российскую экономику приблизились, по предварительной оценке, к 40 млрд долларов (что, кстати, соответствует предварительной оценке UNCTAD на основе методики этой организации). Если взять за основу данную методику и оценку, то Россия получила прямых иностранных инвестиций лишь чуть больше, чем в 2009 году, но существенно меньше, чем в 2008 году, когда они достигли рекордной за весь период реформ отметки, превысив 75 млд долларов (график 5). В любом случае, по оценке Кудрина, нынешний объем зарубежных капиталовложений является недостаточным, поэтому в ближайшие три года необходимо ставить задачу по формированию новых факторов роста.

Тем временем результаты целого ряда различных рейтингов свидетельствуют о том, что инвестиционный климат в стране ухудшается. Так, одним из главных показателей хорошего инвестклимата являются благоприятные условия для развития бизнеса. По этому показателю мы явно деградируем. Если в 2007 году мы занимали 90-е места, то сейчас у нас 120-е место (всего в рейтинге участвуют 183 страны). По благоприятности условий для ведения внешней торговли — 162-е место. По коррупционности — 146-е место.

При этом, по опросам иностранных инвесторов, проведенных Центром европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений, инвестиционный имидж России, то есть ее образ для инвесторов, которые еще не пришли в страну, еще хуже, чем инвестиционный климат. И хотя в России объективно существуют прекрасные возможности для развития бизнеса (об этом, в частности, говорили на прошедшей 21октября 2010 года в РИА «Новости» пресс-конференции эксперты из Института мировой экономики и международных отношений РАН, Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования и Института экономики РАН), в глазах многих потенциальных инвесторов их перевешивают очень большие риски.

К ним помимо традиционной коррупции, несовершенства судебной системы и предвзятости ее решений, высокого уровня криминогенности и зависимости бизнеса от государства иностранные инвесторы отнесли свою слабую защищенность, недостаточную информированность и доходность в России. В то же время, как свидетельствуют последние исследования, именно эти три фактора в значительной степени становятся определяющими при выборе бизнесменом объекта инвестирования за рубежом. Он хочет, чтобы нормативно-правовое регулирование в стране позволяло по возможности максимально участвовать в поисках источников новых возможностей для развития бизнеса компании, куда были осуществлены инвестиции, даже если инвестор является миноритарным. Владелец пусть и небольшого пакета акций хочет знать, например, как руководство компании повышает конкурентоспособность и эффективность деятельности, улучшает стратегию, выходит на новые рынки, повышая тем самым стоимость его акций и увеличивая дивиденды.



Правовая основа инвестклимата

Выступая на последнем в 2010 году заседании Правительства Российской Федерации, президент Дмитрий Медведев выделил улучшение инвестиционного климата в стране в качестве первоочередной задачи на ближайший период. Он, в частности, отметил необходимость внесения изменений в Гражданский кодекс (ГК), который «должен быть современным», так как является «фундаментальным документом, который регулирует экономические вопросы», и ряд других законодательных актов.

Вот что говорит по этому поводу руководитель корпоративной практики юридической компании «Пепеляев Групп» Николай Солодовников: «Хочется сразу отметить, что основным, но, естественно, не единственным фактором, оказывающим значительное влияние на состояние инвестиционной привлекательности любой страны, является ее правовая система».

Что касается правовой системы России, то она, без сомнения, находится в достаточно плачевном состоянии. Это выражается во многом: в наличии огромного количества законодательных пробелов, размытости и неопределенности формулировок различных нормативных актов, противоречия одних нормативных актов другим, наличии большого количества императивных предписаний о правах или обязанностях субъектов экономического оборота при полном отсутствии нормативных механизмов реализации таких прав или обязанностей и, наконец, в недостатках юридической техники и грамотности, считает эксперт.

Активная работа по комплексному совершенствованию ГК РФ ведется в настоящее время на фоне всех этих негативных факторов. В частности, Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства были разработаны поправки в Гражданский кодекс.

В целом они базируются на Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, утвержденной еще в октябре 2009 года. «Не секрет, что большое количество предложенных для обсуждения поправок в Гражданский кодекс вызывает негативную оценку у многих юристов и экспертов, так как они не вселяют оптимизм по поводу улучшения инвестиционной привлекательности правовой системы Российской Федерации, — говорит Николай Солодовников. — На наш взгляд, Гражданский кодекс следует не насыщать всевозможными запретами, ограничениями и императивными предписаниями, что, собственно, предлагает сделать Совет, а модернизировать его по критерию инвестиционной привлекательности, к чему призывают президент и правительство России. Необходимо сделать ГК привлекательным как для российских, так и для иностранных инвесторов. Пока, к сожалению, инвестиционная привлекательность предлагаемых Советом поправок оценивается инвесторами в целом негативно».

Возможно, для успешной модернизации ГК следовало бы объединить усилия Совета с потенциалом ведущих национальных юридических фирм, имеющих богатый опыт правового сопровождения инвестиционных проектов. Они могли бы обозначить перечень наиболее серьезных правовых проблем, обусловливающих инвестиционную непривлекательность отечественной экономики, и поделиться опытом решения подобных проблем в высокоразвитых странах, сравнить практическую эффективность правовых механизмов решения обозначенных инвестиционных проблем в западноевропейских порядках и в российском праве. После такой скрупулезной аналитической работы для всех станут очевидными плюсы и минусы действующего ГК и предлагаемых в него изменений. Соответственно, можно будет принять верные решения по изменению кодекса, обеспечивающие баланс интересов потенциальных инвесторов с интересами государства и отдельных граждан.



Защитить всех акционеров

В рамках работы по совершенствованию законодательства, влияющего на формирование инвестиционного климата в стране, Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)», принятый Государственной думой 21 декабря и одобренный Советом Федерации 24 декабря 2010 года.

Документом уточняются положения ФЗ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», определяющие регулирование правоотношений, связанных с обращением акционера (участника) к обществу с требованием о выплате объявленных дивидендов (части распределенной прибыли).

Помимо этого, в связи с обострением в последние месяцы дискуссии вокруг проблемы предоставления миноритарным акционерам информации о деятельности компании, Высший арбитражный суд РФ (ВАС) готовит разъяснения о порядке и объеме получения информации миноритариями. Первое обсуждение проекта таких разъяснений состоялось 10 декабря.

Движение в направлении решения данных проблем, как инвесторы, так и юристы считают, безусловно, положительным сигналом для рынка.

Юрист адвокатского бюро ЕПАМ Владимир Кузнецов в первую очередь отмечает совершенствование порядка выплаты невостребованных дивидендов. «Долгое время в российском законодательстве не были решены два важнейших вопроса: 1) в течение какого времени акционеры, которым дивиденды не были выплачены в установленный срок (как правило, по их вине), могут требовать их выплаты? и 2) вправе ли акционерные общества распоряжаться средствами, аккумулируемыми в виде невыплаченных дивидендов, как они должны учитываться для целей налогообложения?» — отмечает он. Трудность заключалась не только в отсутствии прямого регулирования, но и в противоречивости позиций судов и налоговых органов.
По мнению эксперта, поправки в акционерный закон в части невостребованных дивидендов, вступившие в силу в конце прошлого года, без сомнения, будут иметь самое позитивное влияние на инвестклимат и корпоративную практику в целом, поскольку вносят необходимую ясность в отношения инвесторов и самих хозяйственных обществ в вопросе распределению прибыли. Отныне по общему правилу акционеры смогут обращаться за не полученными в срок выплатами в течение трех лет, если больший срок не предусмотрен уставом общества (но в любом случае, не более пяти лет). Если же акционеры не обратятся в общество в указанный период, соответствующие средства составят нераспределенную прибыль общества. Во избежание недоразумений соответствующие поправки внесены как в акционерное, так и в налоговое законодательство.

«В части изменения порядка предоставления информации акционерам говорить об изменениях в законодательстве пока рано. Но уже сейчас ВАС РФ разработал проект разъяснений, в которых попытался дать ответ на ряд вопросов, выявленных практикой. В нем особо следует отметить: 1) отсутствие четких критериев для предоставления информации миноритариям (с одной стороны, они не обязаны обосновывать свой интерес в получении тех или иных документов, с другой, общество может отказать им по мотивам злоупотребления правом) — полагаем, что их в течение ближайших нескольких лет предстоит выработать на практике; 2) существенное расширение перечня сведений, представляемых по требованию участников компаний: подтверждено право участников запрашивать сведения, содержащие конфиденциальную информацию об обществе — в том числе коммерческую тайну, за любым акционером, вне зависимости от размера его участия в обществе, признано право запрашивать гражданско-правовые договоры АО, а любой участник ООО может требовать предоставления ему любого документа, имеющегося у общества» — говорит Владимир Кузнецов.

Указанные положения разъяснений ВАС во многом направлены в поддержку миноритариев — и с этой позиции могут обеспечить более эффективную защиту их интересов и поддержку инвестклимата. Однако при этом не стоит забывать, что отмеченная неопределенность в выборе критериев для предоставления миноритариям информации может позволить менеджменту попытаться ограничить круг сведений, предоставляемых акционерам, в том числе крупным. В свою очередь, возможность расширения перечня предоставляемой информации может существенно затруднить работу крупных акционерных компаний, которые не только могут «увязнуть» в огромном числе требований своих акционеров, но и обязаны будут раскрывать неопределенно широкому кругу лиц детальные сведения об операционной деятельности, что может нанести существенный урон коммерческой деятельности таких компаний, полагает эксперт.

Инвесторов влечет развитие

Да, вопросы регулирования правовых отношений акционеров в направлении повышения их защищенности, информированности и доходности решаются. Но, во-первых, вокруг нюансов их решения еще сохраняется много неясности, а, как известно, дьявол скрывается в мелочах, и как эти «мелочи» повлияют, в конечном счете, на инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность страны, сегодня сказать невозможно. А во-вторых, для изменения существующего положения с прямыми иностранными инвесторами одних законодательных реформ мало. Необходимо собственное интенсивное развитие. Так сказать, встречное движение к иностранному инвестору. Ведь сегодня, как и все последние годы, иностранный инвестор, если и приходит к нам, то только для того, чтобы производить продукцию для нашего внутреннего рынка, а не на экспорт. Исключение составляют ресурсы и некоторые полуфабрикаты. Это происходит потому, что расходы на энергию, рабочую силу и т. д. у нас значительно выше, чем, скажем, в Малайзии. Мы северная страна. И экспортный вариант изделия, аналогичного тому, что производится у нас для внутрироссийского потребителя, изготавливается в Азии, а не у нас. Для того чтобы экспортное изделие с участием иностранного инвестора производилось в России, значительная его часть должна делаться на основе отечественных технологий и вложений.
Это должна быть полноценная кооперация, а не отверточная сборка целиком иностранного изделия на нашей территории.

Помимо этого, российская сторона должна не просто «зазывать» иностранного инвестора, а умело управлять инвестиционным процессом. В первую очередь создавать перспективные, как с точки зрения потенциального иностранного инвестора, так и с точки зрения перспектив развития необходимых стране отраслей и секторов экономики, кластеры. Чем больше их будет, чем разнообразнее и современнее они будут, тем больше будет к ним интереса у иностранных инвесторов. Именно подобные кластеры с участием иностранных бизнесменов (не только транснациональных гигантов, но и среднего предпринимательства) способны стать локомотивами российской модернизации — подстегнуть конкуренцию, стимулировать развитие корпоративной и управленческой культуры, технологической и дизайнерской мысли, совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

Вадим Бондарь, Андрей Кобяков