9 мая 2010
Виктор Раднаев комментирует для журнала "Русский Newsweek" захват судна «Московский университет» пиратами

Выпускники московского университета

К 9 мая российские морпехи победили сомалийских пиратов. И тут же их амнистировали

В тренировочном центре новороссийской компании ОАО «Новошип» стоит навигационный тренажер, который позволяет моделировать в 3D действия команды при попытке захвата судна пиратами. Прежде чем выйти в море, экипаж на суше отрабатывает маневр, который называется «уклончивое маневрирование». Судно идет «змейкой», и волны мешают пиратской лодке приблизиться к борту. Но если бандиты уже высадились на корабль, то команда, по инструкции, должна скрыться в безопасном помещении, обесточить судно и ждать помощи. «Экипажам не рекомендуется вступать в бой, на наших судах оружия нет даже у капитана», - уверяет Newsweek представитель компании Серафима Шукшина.

Экипаж танкера «Московский университет», захваченный в прошлую среду в 350 милях от берега к востоку от Аденского залива, сработал четко по инструкции, довольно замечает новороссийский судовладелец. «То, что команда не далась пиратам в заложники, позволило российским морпехам с корабля “Маршал Шапошников” меньше чем через сутки блестяще выполнить задачу по освобождению экипажа», - говорит Шукшина. Для «Новошипа» это уже третье нападение за год. В мае 2009 года в Аденском заливе морские разбойники пытались взять на абордаж их танкер NS Spirit - пиратов спугнули выстрелы из судовой пиротехники и прилетевший на выручку российский боевой вертолет. А 18 декабря 2009 года экипаж танкера NS Stream совершил маневр уклонения и оторвался от пиратов у побережья Гвинеи.

На «Московский университет» пираты напали после того, как его покинул корабль сопровождения. Нападения в этом районе никто не ожидал, признаются в компании. На борьбу с сомалийскими пиратами брошена целая армада - 27 военных кораблей из 16 стран патрулируют кишащие хорошо вооруженными бандитами прибрежные воды. По данным Международного морского бюро (IMB), за 3 месяца этого года сомалийские разбойники совершили 35 нападений на морские суда. В январе-марте прошлого года подобных нападений было 102. Но при этом зона пиратских атак постоянно растет.

«Пираты очень мобильны, они научились менять театр военных действий», - заявляют в IMB. Защищать от пиратских лодок около 3 млн кв. км Индийского океана «совершенно нестандартная задача для ВМФ», признает военный эксперт Александр Гольц. Тот же российский БПК «Маршал Шапошников», напоминает он, предназначен для поиска и уничтожения атомных подлодок потенциального противника. «Освобождение “Московского университета” - замечательная операция, но в целом на борьбу с пиратством сжигается непропорциональное количество топлива, ресурсов и средств», - считает Гольц.

Пираты тем временем богатеют. На фоне бедняцких кварталов, голода и нищеты в непризнанном сомалийском мини-государстве Пунтленд вырастают шикарные виллы, появляются яхты и дорогие внедорожники. Все это куплено на деньги от выкупов за экипажи пленных моряков, доходящих порой до $3 млн. «Гражданская война [в Сомали] оставила миллионы людей без средств к существованию, - говорит Newswеek завцентром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН Александр Ткаченко. - Отсюда нападения на конвои с гуманитарной помощью, захват заложников и судов в Аденском заливе». По мнению специалиста, давление на пиратов силой оружия - действенный метод, но чтобы покончить с пиратством, необходимо нормализовать жизнь в тех районах страны, откуда и идет пиратство.

ХОРОШИЙ ПОДАРОК

Пираты атаковали танкер 5 мая в 8.00 по мск. Корабль, следовавший под либерийским флагом, вез в Китай 86 000 тонн сырой нефти. На борту было 23 человека - все россияне. В «Новошипе» Newsweek рассказали, что через час после нападения связь с кораблем была потеряна. Но капитан Юрий Тульчинский успел сообщить, что танкер атакован двумя лодками с вооруженными людьми. О том, что команда укрылась, в Новороссийске не знали, но надеялись, что моряки сработают по инструкции.

«Безоружной команде не рекомендуется вступать в бой с головорезами, но никто не поднимает руки вверх, заметив на горизонте лодку пиратов», - рассказывает редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко. Приветствуется пассивное сопротивление - маневром и скоростью, иногда в дело вступают водяные пушки и колючая проволока, но сейчас, по словам Войтенко, экипаж от плена все чаще спасают устроенные на кораблях помещения-убежища. В случае нападения на корабль команда закрывается в таком отсеке, прихватив с собой запас воды, продовольствия и средства связи. Морские разбойники становятся удобной мишенью для спецназа.

В начале февраля, когда пираты высадились на борт балкера Ariella, моряки укрылись в машинном отделении, и вскоре корабль освободил датский спецназ. 5 апреля голландские военные освободили немецкий контейнеровоз Taipan, экипаж которого поступил так же. 7 апреля турецкий балкер Yasin C. был захвачен пиратами вблизи берегов Кении. Экипаж заперся в машинном отделении и оттуда вел судно в порт. Пираты, опасаясь появления военных, через сутки после захвата просто сбежали.

«Мы действовали решительно, потому что достоверно знали, что экипаж [“Московского университета”] закрыт в помещении», - признался потом командир группы российских боевых кораблей в Аденском заливе капитан 1-го ранга Ильдар Ахмеров. Захват судна длился всего 22 минуты: с 5.13 до 5.35 по московскому времени. Три штурмовые группы по 6–8 человек высадились на борт танкера с быстроходных лодок. Огневую поддержку осуществляли вертолет и орудия БПК «Маршал Шапошников». «Пираты фактически были взяты врасплох», - заявил Ахметов. В итоге 10 разбойников были задержаны, один убит, экипаж спасен. «Очень хороший подарок ко Дню Победы», - не скрывали радости представители военного ведомства. От самих же сомалийских бандитов силовики поспешили побыстрее избавиться.

ПИРАТСКАЯ АМНИСТИЯ

В тот же день пиратов посадили на надувную лодку и пустили в открытое море. В Минобороне «пиратскую амнистию» объяснили тем, что разбойники не подпадают под юрисдикцию какого-либо государства и международного права и не существует юридических правил судебного преследования пиратов, действующих в районе Африканского Рога. «Меня это очень удивило, даже повергло в шок», - признается адвокат Константин Барановский, участвующий в деле о захвате сухогруза Arctic Sea. В тот же день, когда сомалийских пиратов отпустили на шлюпке, фигурант дела о захвате сухогруза Андрей Лунев был признан виновным в пиратстве и приговорен российским судом к пяти годам колонии строгого режима.

По словам Барановского, в отличие от таинственной истории с Arctic Sea в случае с «Московским университетом» все было предельно ясно: был захват, перестрелка, убийство. «Следствие избежало тех ошибок и нарушений, которые допустили при задержании на Arctic Sea, но сомалийцев вдруг всех отпустили», - недоумевает адвокат. Партнер Международной юридической службы Николай Мельников замечает, что юридические вопросы при борьбе с пиратством остаются открытыми. «Кто имеет право защищаться от пиратов - понятно. Это те, на кого нападают. А кто должен пиратов содержать под стражей и по какому закону их судить?» - спрашивает Мельников. Эти же вопросы возникли у президента Медведева, который поручил Минобороны и МИДу разработать правовую базу для борьбы с пиратством.

Россия имеет юрисдикцию в отношении пиратов, захвативших судно российской компании с российским экипажем, в силу ч. 3 ст. 12 УК РФ, напоминает Виктор Раднаев, адвокат бюро ЕПАМ. Статья 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года позволяет российскому суду арестовывать пиратов. Но пиратские процессы - это большие хлопоты. По закону, иностранцам надо предоставить переводчиков, организовывать встречи с дипломатами или консулами, после окончания срока оплатить депортацию с территории страны. Проще, как это часто бывает, передать задержанных пиратов властям соседних с Сомали государств, например Кении, или властям автономного района Пунтленд. «Главные базы пиратов в Пунтленде. И местные власти наверняка с пиратами в доле», - говорит Войтенко.

Есть и другая проблема: конфликт интересов между следствием и судовладельцем. Первые заинтересованы в проведении максимально возможного количества следственных мероприятий на борту судна и с экипажем корабля. Вторые - в скорейшем продолжении плавания и исполнении заключенных контрактов.