8 ноября 2013
«Ведомости» публикуют комментарий Евгения Большакова по поправкам в закон о защите конкуренции, получивших название четвертого «антимонопольного пакета»

Бизнес против ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поправила четвертый «антимонопольный пакет» после критики бизнеса. Однако эксперты и предприниматели считают, что законопроект по-прежнему чересчур суров

Сергей Титов

Вчера антимонопольная служба разместила на своем сайте обновленную редакцию поправок в закон о защите конкуренции, получивших название четвертого «антимонопольного пакета». Большинство предложений ФАС входило еще в предыдущий — третий «антимонопольный пакет», который вступил в силу в 2012 г. Но их раскритиковал бизнес, и правительство решило обсудить их отдельно. ФАС уже четырежды вносила четвертый «антимонопольный пакет» в Белый дом. В октябре его в целом одобрили на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Он поручил службе в течение месяца досогласовать законопроект с ведомствами и внести обратно в правительство.

Одна из самых значимых новелл, которые предлагает ФАС, — обязать монополистов публиковать условия работы с контрагентами и характеристики своего товара. Так служба рассчитывает защитить бизнес от дискриминации со стороны монополии. Предписания будут выдаваться не всем, успокаивает начальник управления ФАС Сергей Пузыревский, а только в том случае, если служба установила, что компания злоупотребляет доминирующим положением, выдала предупреждение, но та не отреагировала.

Другое нововведение — распространение антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность. Сейчас ее владельцы могут прописывать в лицензионном соглашении обязанность контрагента оказывать услуги или продавать товар по конкретной цене, объясняет Пузыревский. Это запрещено законом о конкуренции, но лицензионные соглашения под него пока не подпадают — поправки решат эту проблему.

Поправки также предполагают обязательный порядок согласования с ФАС сделок по созданию совместных предприятий (СП). Под контроль подпадут те сделки, в результате которых размер совместных активов превысит 7 млрд руб. Об этом просил бизнес, аргументирует Пузыревский: «Предприниматели обращаются в ФАС с просьбой объяснить, что считается картелем, а что — СП». Разрешение ФАС на СП будет индульгенцией от преследования со стороны антимонопольных органов и силовиков, обещает он.

РСПП и «Деловая Россия» раскритиковали инициативы антимонопольного ведомства. Если принять законопроект в таком виде, это ухудшит бизнес-климат, скажется на привлечении инвестиций, говорили эксперты РСПП на этой неделе на встрече с руководителем ФАС Игорем Артемьевым. «Декларируется, что это [введение поправок] делается для бизнеса, но, когда мы начинаем общаться с бизнесом, выясняется, что бизнесу этого не надо», — говорил член генсовета «Деловой России» Сергей Габестро (цитата по «Интерфаксу»). Поправки не окажут негативного влияния на малый и средний бизнес, а, наоборот, помогут ему конкурировать с крупным, передал через представителя президент«Опоры России» Александр Бречалов.

После критики бизнеса ФАС пытается смягчить некоторые положения четвертого «антимонопольного пакета», однако пока ограничивается техническими поправками, отмечает адвокат «Хренов и партнеры» Андрей Иванов. Например, ФАС конкретизировала статью о контроле за соглашениями об интеллектуальной собственности, продолжает старший юрист ЕПАМ Евгений Большаков. Под контроль подпадут сделки, касающиеся исключительно товаров, а не прав на товарные знаки и патенты. Но теперь ФАС будет наказывать не только за ограничение конкуренции, но и за недобросовестную конкуренцию, замечает Большаков: «Например, если одна компания копирует упаковку конкурента».

Поправки можно разделить на полезные для бизнеса и не очень, но полезных больше, считает руководитель антимонопольной практики «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова. Конкретизируется законодательство о лицензионных соглашениях, появится возможность пересмотра решений президиумом ФАС (сейчас отменить решение можно только в суде), усложняется процедура создания госкомпаний, перечисляет она плюсы. Но к проекту остались претензии у Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и Минэкономразвития. Поправки ФАС приведут к избыточному регулированию, передала через представителя замруководителя ФСТ Ольга Аллилуева, например к дублированию контроля за установлением тарифов. Логика ФАС в отношении торговой практики — «разрешено только то, что прямо предписано», — перечеркивает развитие законодательства России за последние 20 лет, полагает она. Субъективный подход к бизнес-процессам должен быть исключен, согласен директор департамента Минэкономразвития Вадим Живулин: они должны регулироваться только объективными правилами и четкими требованиями. В версии проекта, опубликованной вчера, ничего принципиально не изменилось, считает Живулин.