2 февраля 2007
В статье об использовании третейских судов для решения экономических споров газета «Бизнес» приводит комментарии Дмитрия Афанасьева.

По существу третейского суда

Большинство хозяйственных споров можно решить без вмешательства властей - в третейском суде, считают в Торгово-промышленной палате (ТПП) и «Деловой России». Однако эксперты предупреждают, что выпущенные такой инстанцией постановления не имеют юридической силы.

Вчера ТПП и «Деловая Россия» подписали соглашение о сотрудничестве, основная цель которого - популяризация альтернативного способа решения экономических споров. Теперь «Деловая Россия» будет рекомендовать предпринимателям включать в хозяйственные договоры пункт о возможности рассмотрения споров в третейских судах, действующих при ТПП. Сейчас при палате работает несколько «разрешительных» структур: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Третейский суд (для разрешения экономических споров), Примирительная комиссия и другие. «Досудебные примирительные процессы распространены во всем мире, и нам пора начинать их активно использовать», - заявил вчера президент ТПП Евгений Примаков. «У меня есть опыт разбирательства в МКАС. Меня в свое время там засудили, и пришлось безоговорочно исполнять его решение», - рассказал председатель «Деловой России» Борис Титов. По мнению председателя «Деловой России», встроенность ТПП в государственную систему способствует тому, что решения третейских судов будут исполняться государственными органами. «Обойти решение суда при ТПП сложнее, чем решение государственного арбитражного суда», - уверен Примаков.

Однако эксперты считают, что это не так. Они говорят, что решения третейских судов и примирительных комиссии носят рекомендательный, а не обязательный характер. Именно поэтому третейские суды и не популярны в России. Как сообщил вице-президент ТПП Владимир Исаков, МКАС рассматривает около 200 дел в год, а это всего 0,5% от числа всех хозяйственных споров, разрешаемых в арбитражных судах. «Решения таких инстанций можно легко оспорить в арбитражном суде, - рассказывает адвокат адвокатского бюро ЕПАМ Дмитрий Афанасьев. - А в развитых странах только лишь в отдельных случаях несогласный с решением третейского суда предприниматель может апеллировать к государственному правосудию. В России такой перечень тоже есть, но арбитражные суды подходят к нему слишком творчески, соглашаясь пересматривать практически любое решение негосударственной судейской структуры».

Тем не менее эксперты полагают, что после подписания соглашения между ТПП и «Деловой Россией» ситуация может измениться. «Суды и комиссии ТПП с советских времен пользуются авторитетом», - говорит Афанасьев и добавляет: в настоящее время постановления государственного арбитражного суда не имеют силы за рубежом. А вот решения коммерческих третейских судов на Западе признаются и исполняются. «Поэтому в случае спора с иностранным партнером выгоднее обратиться именно в негосударственный суд», - полагает Афанасьев. К тому же рассмотрение дела в государственных судах обходится бизнесменам дороже, добавляет Титов.

Однако некоторые эксперты все же сомневаются в эффективности предложенного ТПП и «Деловой Россией» способа урегулирования споров. Так, директор департамента корпоративных отношений РСПП Александр Варварин считает, что за счет лишь одного соглашения, без принятия конкретных мер по популяризации третейских и примирительных процедур, ничего добиться не получится. По его словам, Третейский суд по решению корпоративных споров, созданный при РСПП в середине прошлого года, загружен очень слабо. «Бизнесмены привыкли считать, что хозяйственный спор может решить только государство. Поэтому в третейский суд, комиссию по медиации предприниматели обращаются крайне редко», - говорит Варварин.

Ольга Горелик