4 июля 2006
В газете "Ведомости" опубликован комментарий старшего юриста АБ ЕПАМ Антона Костенко в связи с намерением прокуратуры Санкт-Петербурга аннулировать договоры аренды государственных причалов

Логотип для миниатюрных форм

Приплыли. Прокуроры оспорили договоры аренды питерского порта

Елена Мазнева
Анатолий Темкин

Операторам Петербургского порта грозит участь группы “Ист Лайн”, управляющей аэропортом “Домодедово”. Питерская прокуратура добивается в суде аннулирования договоров аренды государственных причалов восемью операторами.

--------------------------------------------------------------------------------

Петербургский порт — второй по грузообороту в стране (57,5 млн т за 2005 г.). В нем работают около 10 мелких операторов и семь крупных, на которых приходится больше 75% грузооборота.

--------------------------------------------------------------------------------

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти получил 13 исков от петербургской прокуратуры к портовикам. На сайте суда указано, что иски получили три из пяти принадлежащих Владимиру Лисину компаний, работающих в порту (Первая и Четвертая стивидорные компании и Морской порт СПб), Первый контейнерный терминал (совладельцы — “Северстальтранс” и депутат Госдумы Виталий Южилин), еще одна “дочка” “Северстальтранса” — “Нева-Металл”, принадлежащий “Уралкалию” Балтийский балкерный терминал, а также небольшие сервисные компании “Портовый флот” и “Инфлот-Порт”. Все иски, по данным суда, подал в марте — апреле заместитель прокурора Санкт-Петербурга. В распоряжении “Ведомостей” есть копия одного из исков — к Морскому порту СПб, его подал зампрокурора Александр Корсунов.

Прокурорам не понравилось, что договоры аренды причалов оформлялись без согласования с их конечным собственником — Росимуществом, уточняет представитель суда. С конца июня суд проводит предварительные заседания по искам, по существу они будут рассматриваться в августе — сентябре.

Причалы — госимущество, не подлежащее приватизации. Портовики арендуют их, как операторы аэропортов — взлетно-посадочные полосы. В 2005 г. Росимущество добилось признания недействительным договора аренды аэродрома “Домодедово” группой “Ист Лайн” за 3 млн руб. в год. “Ист Лайн” заявляла, что с 1997 г. инвестировала в государственный аэродром $30 млн. “Теперь пришла очередь портовиков”, — констатирует чиновник Минтранса.

Еще в январе почти все крупнейшие операторы питерского порта получили “предупреждения от прокуроров” по их арендным договорам за 1995-2005 гг., рассказал “Ведомостям” гендиректор Морпорта СПб Сергей Челядин. Ведь заключались они не с Росимуществом, а с госуправлением “Морская администрация порта Санкт-Петербург” и ФГУП “Росморпорт”.

Председатель совета директоров “Петролеспорта” Александр Колосницын признался “Ведомостям”, что ожидал такого поворота событий. И почти весь прошлый год потратил на то, чтобы согласовать свои договоры “со всеми ведомствами и инстанциями”. В черном списке был и Петербургский нефтяной терминал. “Но в тяжбе мы не участвуем, у нас с арендой все в порядке”, — заявил его гендиректор Игорь Телешев, но как удалось решить проблему, не уточнил. Остальным же придется туго, ведь без договоров им придется остановить работу, сетует Челядин.

Морпорт СПб, по данным его представителей, арендует у государства 37 причалов. В 2005 г. компания потратила на аренду и ремонт госимущества $1,7 млн, в 2006 г. планировалось $2,1 млн. Лисин обещал до 2010 г. вложить в развитие порта 8 млрд руб., купив его акции за $150 млн.

В Росимуществе и прокуратуре Петербурга от комментариев отказались, как и представители НКК, “Северстальтранса”, “Уралкалия” и “Портового флота”. Разрешить конфликт уже пытались губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и премьер-министр Михаил Фрадков. В январе Матвиенко написала Фрадкову, что работа порта может быть дестабилизирована (копия письма есть у “Ведомостей”). Операторы страдают от “неурегулированности на федеральном уровне порядка передачи в аренду” причалов, объясняла она. В феврале ее обращение аппарат правительства перенаправил в Минтранс и Минэкономразвития. Минтранс ответил, что “удовлетворение требований прокуратуры <...> будет противоречить интересам РФ” и прокуроры не должны “дискредитировать статус РФ как надежного и предсказуемого партнера” (копия письма есть у “Ведомостей”). Позицию Минэкономразвития вчера выяснить не удалось. Очередной иск (к Морпорту СПб) будет рассмотрен сегодня, сообщили в суде.

Похожая судьба может ждать почти любой порт и аэропорт и вообще все госимущество, которое находится на балансе ФГУПов, госуправлений, госучреждений и т. д., предупреждает юрист бюро ЕПАМ Антон Костенко. Госпредприятие сдает его в аренду, а конечный собственник — Росимущество или местные власти — потом оспаривает это.