10 марта 2006
Статья в газете "Труд" о незаконном присвоении трех современных российских траулеров

Украли траулер Почему пусты причалы России? Потому что дорогущие суда распродали по дешевке

Владимир ГАВРИЛОВ, Ирина СМИРНОВА, Дмитрий ЛАТЫПОВ, Александр ДАНИЛКИН.

Испанская полиция по просьбе Москвы арестовала российского бизнесмена Вадима Цукалова и мавританца Абасса Бугурбаля. Они обвиняются в незаконном присвоении трех современных российских траулеров общей стоимостью 20 миллионов долларов. За развитием событий следят Генпрокуратура и правительство России.

После развала Советского Союза кто только не мечтал заполучить в свое распоряжение плавучую государственную собственность... Вот и сюжет с поморскими траулерами, принадлежавшими ОАО "Архангельский траловый флот", увы, оказался для той поры довольно типичен. Земляки Ломоносова теперь грустно шутят: все, что в архангельском порту могло плавать, "уплыло" в фирму Вадима Цукалова. Мало кто сомневается в том, что не последнюю роль в расширении его флотской собственности сыграли могучие связи. Занятное совпадение: в недавнем прошлом отец господина Цукалова был одним из руководителей Госкомрыболовства...

Три российских траловых судна - "Капитан Капитонов", "Юозас Алексонис" и "Тралмейстер Могутов" - Цукалов-младший взял в аренду еще в 2001 году. Говорят, за эти годы взятые напрокат траулеры принесли арендатору прибыль порядка 150 миллионов долларов. Бизнесмен открыл офисы на Канарах, жил за границей на широкую ногу.

Бизнес оказался чудовищно выгодным еще и потому, что рыбопромышленник арендовал суда буквально за гроши. В свое время российская Фемида заинтересовалась этим феноменом. Уголовное дело даже дошло до суда. Но там, как говорится, что-то не срослось. Злой умысел не был доказан. Мог ли кто из заинтересованных российских чиновников повлиять на это решение? Теперь концов не найти. А бывшие государевы траулеры тем временем продолжили ловить рыбку большую и маленькую на благо частного лица.

В 2004 году истекал официальный срок аренды судов. Возвращать государству несущих золотые яйца "куриц" Цукалову не хотелось. Возникла хитроумная схема увода госсобственности. Сначала суда попросту перекрасили в другой цвет. Затем появлялась некая подставная фирма. И подавала в суд на архангельских судоводителей. Мол, они задолжали миллионы долларов. Заморскому судье из подходящей маленькой страны заявителями, уверены россияне, были вручены сфальсифицированные документы. И судья на основании этих "подтверждений" вынес решение: чтобы возместить долги, траулеры продать. Потом следы судов потерялись в морской пучине.

В качестве владельца подставной фирмы выступил мавританец Абасс Бугурбаль. Его претензия к архангельским рыболовам: "Ваши долги разрослись до 13 миллионов долларов".

Когда в России наконец-то осознали, что творится, в Архангельске возбудили уголовное дело по статье "Мошенничество". Главными фигурантами стали Вадим Цукалов и Абасс Бугурбаль. Им инкриминировался сговор. Защищать интересы российской стороны в международных инстанциях поручили известному адвокатскому бюро "ЕПАМ".

Недавно удалось отыскать в испанских портах умыкнутые у России траулеры. На них наложили арест. По какому же сценарию могут развиваться дальнейшие события? Вот что рассказал "Труду" адвокат российской стороны Даниил Петров: "В ближайшее время наши правоохранительные органы подадут ходатайство испанским коллегам об экстрадиции в Россию Вадима Цукалова и Абасса Бугурбаля. Вопрос о виновности либо невиновности этих лиц будет рассмотрен российским правосудием. Однако главная задача архангельского тралового флота и адвокатов - вернуть траулеры на родину. Мы уверены, что это должно произойти в ближайшее время. Дело о возврате траулеров российской стороне уже назначено к слушанию".

Эксперты утверждают, что за последние годы более трех десятков рыболовецких судов незаконно изъяты у российских владельцев. Но это лишь те, по которым заведены уголовные дела и ведется розыск. На деле, по крайней мере, втрое больше судов числятся "без вести пропавшими". Не избежали "коммерческих операций" и Военно-морские силы России. С 1992 года тянется история с незаконной сдачей в аренду фирме "Интертаг" спасательных судов Тихоокеанского флота "Фотий Крылов" и "СБ-408", стоимость каждого из которых 20 миллионов долларов. Эти суда просто угнали в иностранный порт и подняли на них мальтийский флаг.

У торгового флота иные беды. Как рассказал корреспонденту "Труда" президент Союза российских судовладельцев Михаил Романовский, Балтийское морское пароходство вообще прекратило существование, а Камчатское, Сахалинское и ряд других очутились в затяжном кризисе. Около 60 процентов сухогрузов, пассажирских лайнеров, контролируемых российскими компаниями, ныне ходят под зарубежными флагами. Реально наша страна сейчас имеет всего 210 торговых судов под своим флагом. Но можем лишиться и их. В 90-е годы из-за экономических трудностей российские судоходные компании вынуждены были обращаться к иностранным банкам за долгосрочными кредитами на строительство новых судов. При этом в качестве залога выступали сами эти суда, выведенные в иностранные компании. Предусматривалось, что после выплаты кредитов суда вернут России. Однако наше таможенное и налоговое законодательство построено так, что при возврате судов российские владельцы должны будут уплатить более четверти от их стоимости. Вот тут-то и начинаются махинации: продажа судов за рубежом выгоднее.

Что еще России следовало бы вернуть? На этот вопрос отвечают собственные корреспонденты "Труда":

КАЛИНИНГРАД

В области бесследно исчез целый флот. В городе Пионерском, где раньше базировалась краса и гордость рыбной отрасли, муниципальная власть теперь думает, под что приспособить причалы. На что годится порт, если в нем не осталось судов? Может, яхт-клуб открыть? Или поставить лесопилку? Счетная палата РФ обнаружила, что из 115 судов Пионерской базы продано неизвестно кому 109. Оставшиеся шесть - в собственности дочерних предприятий, которые ушли в офшор. Продажа судов проходила, как правило, без разрешений.

Продажа судов с 1997 по 2000 год по ценам ниже их остаточной стоимости, согласованная с тогдашним начальником федерального агентства по финансовому оздоровлению в Калининградской области Михаилом Трушко, нанесла ущерб казне на сумму 14,05 млн. рублей. Например, траулер "Острое" 1985 года выпуска продан некой фирме "Бокип Фишинг Лимитед" за 1 (одну!) дойчмарку.

ВЛАДИВОСТОК

Дальневосточная судоходная компания "Востокрыбхолодфлот" до начала 90-х годов была крупнейшей в мире: 150 современных рефрижераторов. И буквально за два-три года почти все они были проданы за границу. Причем по 1 доллару за судно. Нет, это не описка. Действительно, "Востокрыбхолодфлот" по этой цене продавал своим дочерним, по сути подставным, фирмам, зарегистрированным на Кипре, в Панаме и Венесуэле, современнейшие суда истинной стоимостью в 20 - 25 миллионов долларов каждое.

- Один из участников сделки, бывший одессит, а ныне американец, Леонард Лев откровенно заявил мне, что это делалось для того, чтобы не платить налогов, - рассказывает бывший начальник рейса "Востокрыбхолодфлота" Евгений Князев.

Беспрецедентные криминальные операции, хвастал "новый американец", прикрывали высшие должностные лица из Москвы...

- Теперь через суды пытаемся вернуть наши рефрижераторы, - говорит президент дальневосточной судоходной корпорации РИМСКО Фазил Алиев. - В 2004-м выкупили у зарубежных судовладельцев три танкера "Венспилс", "Кашира" и "Ренда", которые прежде входили в состав "Востокрыбхолодфлота". Еще раньше - рефрижераторы "Берег Надежды" и "Берег Мечты". В перспективе намечаем возвращение еще нескольких. Но если продавалось все десятками, с легкостью неимоверной, то возвращать - дорогое удовольствие.