29 октября 2005
Статья в газете "Коммерсант" о задержании двух российских российских кораблей

Коммерсантъ. Издательский дом

Российские рыболовы уплыли из Норвегии под залог

дружба народов

Вчера норвежская береговая охрана освободила задержанные 24 октября по подозрению в браконьерстве российское судно "Капитан Горбачев", принадлежащее Архангельскому траловому флоту (АТФ), и траулер "Дмитрий Покрамович" мурманской компании ЗАО "Мурманрыбпром". Судовладельцы были вынуждены внести залог, поскольку надвигавшийся шторм угрожал безопасности кораблей и членов их экипажей.

Вчера гендиректор АО "Мурманрыбпром" Владимир Загоровский и гендиректор АТФ Юрий Никулин выплатили залог, который потребовала за освобождение судов норвежская сторона. Размер залога составил 500 тыс. норвежских крон за "Дмитрия Покрамовича" и 360 тыс. крон за "Капитана Горбачева" (1 крона -- 4,4 руб.).

Господин Загоровский объяснил Ъ, что причиной такого решения стало резкое ухудшение погоды в районе острова Медвежий, где находятся суда. К вечеру пятницы там ожидалось резкое усиление ветра до 100 км/ч. По прогнозам синоптиков, шторм достигнет 8 баллов и может угрожать безопасности людей и судов. Выплата залога позволит кораблям освободиться из-под ареста. По словам судовладельца, в ближайшие сутки корабль не собирается направляться домой либо в сторону норвежских территорий, а "будет штормоваться, чтобы избежать поломок материальной части и травм у экипажа" (при штормовании корабль становится носом на волну при минимальном ходе, чтобы не заливало водой).

"Архангельский траловый флот сегодня переживает процедуру финансового оздоровления, и для нас это большие деньги,-- заметил господин Никулин.-- Но наши адвокаты, и российский, и норвежский, полагают, что на процессе -- он, по предварительным данным, состоится 3-4 января в норвежском городе Тромсе -- им удастся если не вовсе снять претензии, то, по крайней мере, сильно уменьшить сумму штрафных санкций".

Руководство компаний АТФ и "Мурманрыбпром" по-прежнему не признает, что их корабли могли нарушить законы Норвегии. "Ни одна из надзорных структур не сообщала нам о каком-то изменении текущего законодательства, которое мы могли бы нарушить",-- сказал Ъ Владимир Загоровский. В свою очередь, адвокат Даниил Петров из адвокатского бюро "ЕПАМ", представляющий интересы АТФ, сказал Ъ, что инкриминируемое капитанам нарушение заключается только в том, что они якобы производили несанкционированную норвежскими властями перегрузку рыбы с борта на борт.

АЛЕКСАНДР Ъ-ПАШИН, Мурманск; АЛЕКСЕЙ Ъ-ВАСИЛИВЕЦКИЙ, Архангельск