23 июня 2016
СОПФ — новый вид компании специального назначения в российском законодательстве | Олег Ушаков, Дмитрий Кабанов, «Банковское обозрение»

СОПФ — новый вид компании специального назначения в российском законодательстве

С момента вступления в силу закона, позволяющего секьюритизировать неипотечные активы, прошло более полутора лет. Между тем рынком еще не восприняты в полной мере заложенные в нем механизмы, в том числе ориентированные на проектное финансирование. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивалось на высшем уровне, потребность в таком финансировании существует. Закон позволяет финансировать через выпуск облигаций широкий перечень проектов — как дорогостоящих, по созданию инфраструктуры (в том числе дорог, мостов, многоквартирных домов для их сдачи в аренду), так и менее масштабных.

Правовые основы проектного финансирования с участием специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ)

Основной идеей проектного финансирования с использованием компаний специального назначения (SPV) является отделение (обособление) активов SPV от имущества инициатора сделки (оригинатора). Наличие активов у SPV нивелирует риск обращения на них взыскания по долгам оригинатора (в том числе при банкротстве).

При этом в процессе присвоения проектным облигациям рейтинга рейтинговое агентство оценивает качество пула активов без проведения анализа надежности эмитента — компании специального назначения, в частности, в силу нижеследующего:

  • по общему правилу SPV не имеет активов, помимо возникающих у него в ходе реализации сделки;
  • правоспособность SPV ограничена, а ее обязательства и расходы лимитированы и в основном предсказуемы.

Реализация сделок проектного финансирования в российском правовом поле до последнего времени была затруднительной, поскольку российское законодательство ранее не позволяло секьюритизировать1 активы, не обеспеченные ипотекой. Российские банки были вынуждены прибегать к дорогостоящим схемам, в соответствии с которыми SPV — эмитент облигаций — создавалась за рубежом, а сделка структурировалась по иностранному праву.

Однако 1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым в российское правовое поле были введены два новых вида SPV:

  • специализированное финансовое общество (СФО); деятельность СФО направлена на секьюритизацию финансовых активов, по которым имеется стабильный денежный поток (кредиты, займы, лизинговые, факторинговые платежи и т.д.), и не «заточена» под проектное финансирование.
  • специализированное общество проектного финансирования (СОПФ); целью создания СОПФ, согласно закону, является «финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества».

Исходя из этого, основными элементами, определяющими деятельность СОПФ, являются следующие:

  • СОПФ выполняет функцию финансирования по отношению к третьему лицу;
  • такое финансирование осуществляется путем приобретения прав требования, а также иного имущества, возникающего в ходе реализации проекта (а не путем предоставления денежных средств в заем);
  • по смыслу закона, финансирование должно использоваться для целей реализации инвестиционного проекта, в частности, для создания нового имущества2;
  • СОПФ на определенной стадии проекта финансируется (рефинансируется) за счет эмиссии облигаций.

Следует также отметить, что все доходы, которые получает СОПФ в ходе реализации проекта, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, если они осуществляются в рамках уставной деятельности.

Вместе с тем, несмотря на то, что законодательная база для использования СОПФ действует с 1 июля 2014 года (более полутора лет), по состоянию на начало марта 2016 года ни одна из сделок с участием СОПФ не была завершена. Таким образом, можно констатировать, что возможности финансирования, предлагаемые новым законодательством, до настоящего времени еще не были оценены рынком в полной мере3.

Между тем описанные в Законе механизмы позволяют финансировать через выпуск облигаций как крупные инфраструктурные проекты (в том числе по созданию дорог, мостов, многоквартирных домов для их сдачи в аренду), так и проекты локального значения.

Структуры проекта с участием СОПФ

Из ФЗ «О рынке ценных бумаг» можно вывести две основные модели проектного финансирования через компанию специального назначения:

  • путем приобретения СОПФ денежных требований по обязательствам, связанным с реализацией или использованием имущества, создаваемого в рамках проекта;
  • путем приобретения СОПФ имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением проекта.

Классическим примером первого способа финансирования инвестиционного проекта (посредством приобретения денежных требований) может служить строительство платного моста. В этой модели застройщик, нуждающийся в финансировании, продает СОПФ будущие права требования к пользователям моста. СОПФ, в свою очередь, приобретает данные требования за счет денежных средств, полученных от размещения облигаций или в результате промежуточного финансирования от государства (банка).

Схематично подобный проект может выглядеть, например, так, как показано на первой схеме. Схема по реализации второго способа финансирования может выглядеть, например, так: как показано на второй схеме.

 

Между тем возможность реализации данной схемы по российскому законодательству не вполне однозначна. Буквальное прочтение статьи 15.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг» вызывает вопрос о допустимости реализации СОПФ своей функции по финансированию проекта исключительно через приобретение имущества (то есть без приобретения денежных требований). Из дословного (языкового) толкования следует, что:

  • приобретение денежных требований является центральной и обязательной характеристикой деятельности СОПФ;
  • проектное финансирование с участием СОПФ может включать в качестве дополнительного элемента приобретение иного имущества, отличного от денежных требований.

Тем не менее позиция регулятора на финансовом рынке по данному вопросу может быть более либеральной.

Выводы

Предприятия реального сектора экономики нуждаются в финансировании. В настоящее время, на наш взгляд, весьма недооцененными являются механизмы проектного финансирования, заложенные в ФЗ «О рынке ценных бумаг». Данный Закон позволяет выпускать высоколиквидные долговые инструменты, в том числе облигации специализированных обществ проектного финансирования. В качестве инвесторов в такие облигации при их надлежащем рейтинговании могут выступать в том числе негосударственные пенсионные фонды, заинтересованные в размещении денежных средств в надежные финансовые инструменты. Применение таких инструментов на практике может стать весьма перспективным для развития экономики в целом.

--------------------------------------------------------------------------------

1. Секьюритизация представляет собой способ привлечения финансирования, связанный с выпуском ценных бумаг, обеспеченных залогом активов, которые приносят регулярный доход.

2. Неоднозначным является вопрос о том, может ли быть осуществлено финансирование проекта путем приобретения готового имущества, то есть имущества, созданного не в рамках соответствующего инвестиционного проекта. Консервативный подход состоит в том, что соответствующее имущество, по мысли законодателя, должно быть именно создано в ходе реализации инвестиционного проекта, а срок такого инвестиционного проекта связан со сроком создания данного имущества (согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг», минимальный срок инвестиционного проекта составляет три года). Тем не менее возможна и менее консервативная точка зрения, основанная на буквальном толковании закона, в соответствии с которой имущество не обязательно должно быть вновь создаваемым.

3. Сделок с участием другой формы компании специального назначения, предусмотренной Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» — СФО, пока также немного. Из публичных сделок, насколько нам известно, была закрыта всего одна — сделка по секьюритизации автокредитов АО «Кредит Европа Банк».