1 июня 2012
Сергей Ковалев прокомментировал для «Ведомостей» намерение Высшего арбитражного суда ввести аккредитацию для всех юристов, участвующих в процессах в арбитражных судах

Адвокатская монополия

Высший арбитражный суд намерен ввести аккредитацию для всех юристов, участвующих в процессах в арбитражных судах

Такое нововведение предусмотрено поправками в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса (ведение дел в арбитражном суде через представителей), которые подготовлены в Высшем арбитражном суде (ВАС) и вынесены на обсуждение в профессиональном сообществе. Согласно тексту законопроекта (есть у «Ведомостей») граждане и организации сохранят право вести дела самостоятельно только в первой инстанции. В апелляцию и вышестоящие инстанции смогут обращаться только аккредитованные судебные представители.

Получить аккредитацию в суде непосредственно в начале процесса сможет любое лицо, имеющее высшее юридическое образование, просто предъявив диплом. Но граждане, не имеющие статуса адвоката, вправе представлять в суде только тех, с кем они состоят в трудовых отношениях, — это ограничит возможности представительства в судах так называемых бизнес-юристов.

Введение адвокатской монополии в суде обсуждается уже не первый год и даже предусмотрено проектом госпрограммы «Юстиция», рассчитанной на 2012-2020 гг. Но до сих пор инициатива наталкивалась на активное сопротивление юридических фирм, в штате которых трудятся простые юристы.

Законопроект призван обеспечить квалифицированное представительство в судах и качество поступающих туда документов, говорит замначальника управления публичного права и процесса ВАС Анна Смола. Речь не идет о мгновенном введении жестких ограничений, предупреждает она, законопроект предлагает различные варианты профессионального представительства, которые не сводятся исключительно к адвокатской монополии. И законопроект открыт для обсуждения.

С 2002 г. и пока Конституционный суд не поправил, арбитражные суды примерно так и трактовали понятие «судебный представитель»: либо адвокат, либо сотрудник юридического лица, напоминает партнер адвокатского бюро ЕПАМ Сергей Ковалев. Для сотрудников юрфирм, которые не были адвокатами, всегда были способы обойти запрет — например, заключить краткосрочное трудовое соглашения с клиентом. «Но у нас в бюро стимулируют к получению адвокатского статуса, — говорит он. — Это позволяет экономить на налогах и социальных выплатах, гарантирует адвокатскую тайну».

ВАС пытается создать цивилизованный рынок юридических услуг, качество которых действительно оставляет желать лучшего, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Но не следует думать, что адвокатский статус гарантирует результат, предупреждает он: «Я не знаю ни одного случая, когда монополия привела к росту качества услуг».

Анастасия Корня