22 января 2015
Сергей Королев прокомментировал для РБК вступающие в силу в конце января в РФ изменения в законодательстве о банкротстве

Экономическое кровопускание: кому на руку новый закон о банкротстве 

Юристы рассказали РБК Петербург, в чем смысл изменения законодательства о банкротстве.

В России 29 января 2015 года вступают в силу изменения в законодательстве о банкротстве. Среди прочего, новый закон в три раза увеличивает сумму долга, необходимую для инициирования процедуры банкротства. Кроме того, с 29 января расширяются права залогового кредитора и упрощаются правила банкротства должников кредитных организаций. Кто от этого выиграет и чего ждать рынку - в материале РБК Петербург.

Рост без конца

Изменения в законодательстве о банкротстве приобретают особую актуальность на фоне стремительного роста числа банкротных дел. По данным юристов, в 2014 году арбитражными судами России было рассмотрено 46,5 тысяч банкротных дел (это 3% от общего количества судебных дел), для сравнения в 2013 году их было всего 31,9 тысяч.

В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленобласти за минувший год было зарегистрировано более 2 тыс. дел о банкротстве, из них свыше 1,1 тыс. дел - во второй половине года. Как отмечает адвокат «Борениус Россия» Анна Заброцкая, пик банкротной активности приходился на месяцы, критические для страны: апрель (присоединение Крыма) и декабрь (рекордный обвал рубля).

Примечательно, что за первую неделю 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти уже зарегистрировал десятки дел о банкротстве, хотя обычно январь является периодом «банкротного» затишья. По словам управляющего партнера юридической фирмы «Лигал Студио» Владимира Комарова, количество дел о банкротстве в 2015 году продолжит расти. «Это будет связано с неблагоприятной экономической ситуацией и вступлением в силу законодательства о банкротстве физических лиц», - отмечает он. А.Заброцкая добавляет, что общее увеличение банкротных процессов может быть также вызвано удорожанием кредитов и возможными проблемами в банковском секторе.

Банкротные миражи

По словам экспертов, сейчас в правоприменительной практике банкротных историй царит хаос. Как отмечает партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов, число возвращенных исков в банкротных процессах еще в 2013 году в два и более раз превышал общий показатель по другим видам дел. На практике это означает, что заявление исков о банкротстве широко применяется даже тогда, когда на самом деле для этого нет законных оснований. Примечательно, что в 2014 году возврату подлежал уже каждый четвертый иск о банкротстве (при среднем показателе по другим делам 5%). Юрист прогнозирует, что в будущем число таких исков вряд ли уменьшится, поскольку вырастет само количество обращений.

Чаще всего инициаторами по делу о банкротстве выступают подрядчики, поставщики и т.д - компании, с которыми должник не может рассчитаться. Также традиционно иски поступают от государственных органов - ФНС и ПФР, но таких сейчас значительно меньше, чем было еще пару лет назад, отмечают эксперты. Их по числу заявлений на Северо-Западе опередили сами должники. На третьем месте среди инициаторов банкротных дел - банки. При этом госбанки (ВТБ и Сбербанк) чаще выступают инициаторами банкротных процессов, чем более мелкие банковские структуры, отмечает А.Заброцкая. «Это объясняется тем, что их риски от банкротств должников минимальны, тогда как мелким банкам невыгодно банкротить компании, которым они выдали кредиты», - отмечает адвокат.

Изменения

Новый закон формально призван навести порядок в правоприменительной практике. Для этого в три раза - со 100 до 300 тысяч рублей - увеличен минимальный размер требований к должнику, чтобы инициировать дело о банкротстве. По словам юриста адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Елизаветы Циркуновой, эти изменения направлены на сокращение объема подаваемых заявлений о признании должников банкротами.

Среди новшеств эксперты называют также упрощение порядка обращений с заявлением о признании должника банкротом для кредитных организаций. Теперь кредитные организации будут вправе обращаться с подобным заявлением даже при отсутствии вступившего в законную силу судебного решения о взыскании средств с должника.

Кроме того, с 29 января 2015 года будет расширен объем прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Теперь эта категория конкурсных кредиторов будет вправе голосовать по вопросам выбора арбитражного управляющего, его отстранения, прекращения конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Прогнозы

По просьбе РБК Петербург юристы оценили последствия изменения банкротного законодательства. В целом, к новшествам они относятся спокойно, правда, больших перемен в этой сфере не ждут. По мнению старшего юриста судебно-арбитражной практики петербургского офиса адвокатского бюро ЕПАМ Сергея Королева, увеличение размера требований не приведет к серьезному уменьшению количества заявлений о банкротстве. «Введение процедур банкротства, как правило, актуально в случаях, когда речь идет о больших суммах», - отмечает юрист. Д.Липатов из «Деловго фарватера» добавляет, что повышение пределов требований лишь отсрочит неминуемый исход, но вряд ли позволит его избежать.

«Ужесточение налоговой политики, снижение покупательской способности, вынужденная экономия в расходах домохозяйств и компаний, неясность будущего - все это препятствует инвестированию в новые бизнесы и расширению старых производств. Достаточно нескольких неоправданно рискованных шагов, чтобы оказаться на грани банкротства», - отмечает Д.Липатов.

Что касается вопроса об упрощенном порядке обращений с заявлением о признании должника банкротом, то, как отмечает Е.Циркунова, вероятно, эти изменения приведут к увеличению числа заявлений кредитных организаций о признании должников банкротами.

Вопрос о расширении объема прав кредиторов - тоже не простой. «Увеличение объема прав указанной категории кредиторов направлено на обеспечение дополнительных гарантий и соблюдение баланса интересов всех кредиторов при принятии решений по наиболее существенным вопросам в рамках дел о банкротстве», - говорит Е.Циркунова из «S&K Вертикаль».

В среднесросчной перспективе, по словам В.Комарова из «Лигал студио», можно прогнозировать снижение числа «контролируемых» банкротств в связи с изменениями в назначении арбитражного управляющего и рассмотрении требований кредиторов.

А.Заброцкая из «Борениус Россия» отмечает, что в целом изменения содержат потенциал как упрощающий, так и усложняющий банкротство. Так, если увеличение минимального размера требований должно снижать число возбужденных банкротных процессов, то исключение для кредитных организаций в качестве обязательного условия получения судебного решения о своем требовании открывает значительные возможности для инициирования банкротного производства и может привести к увеличению числа банкротных процессов.

Банки в дамках

На вопрос о том, кому выгоден новый закон, часть юристов говорит: «В первую очередь, банкам». «В краткосрочной перспективе изменения направлены на поддержку банковского сектора, чтобы кредитные организации не боялись выдавать займы и кредитовать бизнес (отсутствие необходимости «просуживать» долги, больше возможностей влиять на банкротное производство, усложнение оспаривания сделок по погашению долгов по основанию предпочтительности), т.е. в конечном итоге последствием может явиться сохранение кредита при увеличении банкротств, инициированных банками. Кроме того, последствием может стать и сохранение микробизнеса от банкротства», - говорит адвокат А.Заброцкая.

При этом она отмечает, что в противовес к пробанковским изменениям в документе содержатся положения, позволяющие усилить оппонирующую роли управляющих. «Управляющие получают больше возможностей, при этом они мотивируются минимизировать долги банкротящегося лица (устанавливается их обязанность искать и оспаривать недействительные сделки, отказываться от исполнения договоров, если такая возможность имеется, указывается на возможность возражать по давности) и становятся менее кредитороориентированным (уходит сложное правило об извещении каждого кредитора о новом требовании, теперь достаточно публикации в реестре)», - отмечает она. Это, по словам адвоката, может повлечь уменьшение удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, противовесом, ведущим к снижению банкротств, является и расширение перечня оснований для отказа введения наблюдения.

По ударом

Нововведения на собственной шкуре в самое ближайшее время смогут проверить многие компании. Как отмечают эксперты, в группе риска значатся фирмы, работающие в сфере туризма, страхования, рекламы, в сфере услуг и внешней торговли. В этот же перечень могут быть включены компании, у которых подходят сроки выплаты кредитов, а также мелкие и средние кредитные организации, в результате невозврата дебиторской задолженности.

«На фоне общей экономической ситуации следует ожидать только увеличения числа дел о банкротстве. Такой сценарий не исключен, главным образом, для мелких и средних компаний в сфере производства, торговли и услуг, а также фирм-застройщиков, чьи заимствования были привязаны к валюте»,- резюмирует С.Королев из ЕПАМ.

Интересно, что пока динамика банкротных дел показывает рост, сами адвокатские бюро рассматривают возможности увеличения штата сотрудников, занимающихся такими делами. В общем объеме дел банкротства могут занимать от 20 до 50% всех судебных дел юридических компаний в зависимости от ситуации на рынке и основного направления деятельности.

Ольга Зарубина

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Сергей Королев

Сергей Королев

Санкт-Петербург