27 января 2016
С 2016 г. правительство может регулировать работу частного бизнеса – устанавливать правила недискриминационного доступа к услугам компаний, занимающих более 70% рынка | комментарий Натальи Коростелевой, «Ведомости»

Правила на крайний случай

Екатерина Мереминская, Виталий Петлевой

С 2016 г. правительство может регулировать работу частного бизнеса – устанавливать правила недискриминационного доступа (ПНД) к услугам компаний, занимающих более 70% рынка. Достаточно, чтобы компания хотя бы раз злоупотребила доминирующим положением. Правила могут регулировать, как и кому продавать товары и услуги, обязывать раскрыть объемы производства и принципы определения цен. Правительство может и само установить механизм определения цены, уточняет замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.

Правила могут быть введены по просьбе ФАС, если она признает обоснованной жалобу на компанию. Пока в ФАС не поступило жалоб, которые могли бы стать основанием для обращения в правительство, говорит Пузыревский, это должно быть серьезное нарушение, ФАС рассматривает введение правил как крайнюю меру.

Между признанием нарушения и введением ПНД может пройти несколько месяцев. Решение ФАС можно оспорить в суде, говорит Пузыревский, затем правила будут обсуждаться в правительстве, проект решения пройдет публичное обсуждение. Так что в 2016 г. правила могут и не появиться, замечает он: «Не уверен, что необходимость в правилах вообще возникнет». Закон не будет иметь обратной силы, нарушение должно произойти после 2015 г., отмечает он, правила могут быть бессрочными или введены на время.

Списка компаний с долей 70% и выше в ФАС нет, уточнил Пузыревский, после каждого серьезного нарушения будет проводиться исследование рынка. Исходя из реестра доминирующих компаний на федеральном уровне долю более 65% занимает около 150 компаний, говорит советник юрфирмы «Юст» Дмитрий Серегин. Реестр с января утратил силу, сведения в нем надо перепроверять, замечает Пузыревский.

ПНД могут грозить любому крупному производителю или продавцу, полагают опрошенные эксперты. Доминировать можно в городе или области, отмечает юрист «РТ-инвест транспортные системы» Михаил Попов. Продуктовые границы могут быть определены так, что доля компании превысит 70%, замечает юрист крупного производственного холдинга: для этого рынок дробится ФАС на несколько маленьких, например рынок алюминиевых банок – в зависимости от вместимости. Другой способ – рынок чрезмерно сужается, продолжает он: например, рынок «сырого молока» превращается в рынок «молока сырого для последующей переработки».

Наиболее высокие риски у ресурсных компаний, считают эксперты. Это особенность российской экономики: чем ближе к недрам и ниже переработка, тем больше доля рынка, говорит профессор ВШЭ Светлана Авдашева. Это поставщики цветных и черных металлов, производители отдельных видов минеральных удобрений и отдельных видов продукции химической промышленности, владельцы уникальной инфраструктуры, в том числе различных трубопроводов, которая не отнесена к сфере естественных монополий, говорит партнер ЕПАМ Наталья Коростелева, а также финансовый сектор (для него ПНД вводит ФАС по согласованию с ЦБ). В зоне риска могут оказаться и поставщики лекарств, считает Авдашева. К фармацевтическим компаниям есть постоянный интерес со стороны ФАС, многие из них служба рассматривает как занимающие доминирующее положение на отдельных рынках, подтверждает президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко.

Но если компания согласует торговую политику, то ее действия не будут признаны злоупотреблением, говорит Пузыревский. ММК уже направил торговую политику в ФАС, отмечает представитель компании. В некоторых ситуациях согласованная с ФАС торговая политика облегчает жизнь, говорит юрист другого холдинга. В России у «Норникеля» по платине, никелю и палладию доли выше 70%, но компания производит биржевой товар и цены на рынках не определяет, сообщил представитель «Норникеля».

Наиболее болезненным для продавца будет раскрытие информации о стоимости или принципах определения цены товара и оплаты, считает Серегин: это осложнит согласование договоров с покупателями. Применение этой нормы на конкурентных рынках создает риски – у компаний будут связаны руки, их политика лишится гибкости, говорит партнер GBLP Николай Вознесенский. Правила, создавая дополнительные издержки для одних, предоставят возможности для входа на высококонцентрированные рынки другим, отмечает Попов. ПНД могут поддержать мелких российских покупателей, но уничтожат бизнес крупных компаний: менеджеров по продажам можно будет заменить чиновником, проверяющим выполнение правил, говорит Авдашева.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ