26 февраля 2021
С 1 июля 2021 года вступит в силу закон, позволяющий ЦБ привлекать к субсидиарной ответственности и инициировать арест имущества контролирующих лиц финансовых организаций | комментарии Александры Медниковой для «Долг.рф»

С 1 июля 2021 года вступит в силу закон, позволяющий ЦБ привлекать к субсидиарной ответственности и инициировать арест имущества контролирующих лиц финансовых организаций. Нормативный акт был подписан президентом РФ Владимиром Путиным. Теперь регулятор сможет воспользоваться новыми полномочиями в отношении контролирующих лиц банков, других кредитных организаций (МФО и КПК), страховых компаний и НПФ. Эксперты уверены, — закон необходим, чтобы защищать государство от себя самого.

Новый закон частично ограничивает возможности ЦБ. Например, регулятор сможет наложить арест на имущество контролирующих лиц только в пределах денежных средств, необходимых для восстановления деятельности финансовой организации по минимальным нормативам.

Суды будут принимать иски ЦБ по своему усмотрению. Регулятору придется доказать, что гражданин, которого хотят привлечь к субсидиарной ответственности или у которого хотят арестовать имущество, действительно контролирующее лицо финансовой организации. Но, чтобы упростить порядок доказывания, подконтрольные ЦБ компании обязаны самостоятельно предоставлять ему информацию о своих контролирующих лицах.

Регулятор будет вести отдельный реестр контролирующих лиц. Оспорить включение в него можно будет в досудебном порядке: ЦБ дается 30 дней на рассмотрение претензии. Только при соблюдении досудебного порядка спор можно будет решить в суде.

Ранее ДОЛГ.РФ просил экспертов оценить закон, когда он был еще рассмотрен во II чтении в Госдуме РФ.

АСВ не является структурой оперативного и превентивного надзорного реагирования, отвечает президент СРО НАПФ Константин Угрюмов на вопрос ДОЛГ.РФ о том, почему полномочия были расширены у ЦБ, хотя банкротством финансовых организаций занимается АСВ. Так, Агентство собирает взносы в систему страхования вкладов, инвестирует их и производит выплаты пострадавшим гражданам, осуществляет функции ликвидатора и конкурсного управляющего. ЦБ, как отмечает Константина Угрюмова, исполняет надзорные функции: контролирует соблюдение лицензионных требований, собирает и анализирует отчетность, проводит проверки, выдает предписания, приостанавливает операции, аннулирует лицензии — осуществляет оперативную надзорную деятельность, в рамках которой теперь и получает дополнительные инструменты пресечения бегства недобросовестных владельцев и руководителей фондов и вывода ими активов из страны.

«К сожалению, сегодня эти инструменты не так актуальны, как еще несколько лет назад, когда отдельные недобросовестные коммерсанты выводили из НПФ активы и благополучно покидали страну вместе со своими семьями. Теперь большинство НПФ прямо или косвенно контролируются государственными и квазигосудартвенными структурами, и тенденция эта лишь развивается. Так что в ближайшем будущем новый закон будет преимущественно защищать государство от самого себя», — считает президент СРО НАПФ.

Право обратиться в суд за принятием обеспечительных мер к контролирующим лицам ЦБ получил в связи с тем, что этап установления отрицательной величины собственных средств финансовой организации наступает до этапа назначения временной администрации и тем более конкурсного управляющего. Здесь нет никакого ущемления прав АСВ, наоборот, новый закон может повысить уровень возвратности средств банкротящихся финансовых организаций, говорит заместитель директора департамента банковского развития Ассоциации банков России Елена Самохина.

Эксперт рассказала ДОЛГ.РФ, что новый закон может спровоцировать появление новых спорных кейсов. Например, контролирующее лицо может числиться таковым в течение 3 лет после фактической потери этого статуса. ЦБ может исключать, а может и не исключать их из перечня, например, при продаже финансовой организации третьим лицам.

В пресс-службе СРО «МиР» отметили, что необходимость существования многих мер закона была продиктована сложностью судебных процессов и проблемой «корпоративной вуали». Документ обсуждался с экспертным сообществом и рассматривался достаточно давно и меры, закрепленные в нем, расширяют возможности для привлечения контролирующих лиц к реальной имущественной ответственности.

  • Расширение перечня лиц, которые могут выступать инициаторами привлечения контролирующих лиц кредитных, страховых организаций и НПФ к субсидиарной ответственности направлено на увеличение шансов кредиторов получить удовлетворение своих требований в максимальном размере. Наделение помимо АСВ ЦБ РФ подобными функциями поможет предпринимать оперативные меры не только на стадии санации кредитной организации и после отзыва лицензии, но и до прохождения организациями «точки невозврата», когда восстановить их платежеспособность уже не представляется возможным.
  • Данный закон является закономерным продолжением общего тренда, который демонстрируют законодательство и судебная практика в последние несколько лет – ужесточение ответственности контролирующих должника лиц, а также применение кредиторами и регуляторами все более нестандартных методов, направленных на пополнение конкурсной массы должников. Очевидно, что благодаря принятым поправкам для контролирующих лиц станет затруднительнее выводить имущество и скрывать его от кредиторов и управляющего, кроме того, процесс рассмотрения обособленных споров о привлечении лиц к субсидиарной ответственности может быть упрощен благодаря использованию судами списков «контролирующих лиц», представленных регуляторами, что фактически значительно упрощает процедуру доказывания для заявителя. Вместе с тем, судам также предстоит в каждом случае устанавливать, были ли представлены достаточные доказательства наличия у лица статуса контролирующего, а также основания для принятия обеспечительных мер или привлечения к ответственности.
  • Александра Медникова, юрист судебно-арбитражной практики АБ "ЕПАМ". 

https://xn--c1abvl.xn--p1ai/news/pravo/tsb_poluchil_novye_polnomochiya_chtoby_zashchishchat_gosudarstvo_ot_samogo_sebya_/