1 декабря 2005
Приобретение внешних ценных бумаг: особенности валютного регулирования

Приобретение внешних ценных бумаг: особенности валютного регулирования

1. Новые возможности.

С середины 2004 года на территории Российской Федерации действует (за исключением ряда положений) новый Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), который значительно изменил ранее действовавший порядок совершения валютных операций, в том числе, - в части порядка приобретения российскими юридическими и физическими лицами (резидентами) внешних ценных бумаг.

Несомненно, инвестирование денежных средств в ценные бумаги иностранных компаний является весьма перспективным направлением вложения капитала и расширения сфер хозяйственной деятельности, в чем свидетельствует как сложившаяся в последнее время тенденция все большего участия российских организаций в уставных капиталах иностранных компаний, так и интереса иностранных финансовых институтов (прежде всего, иностранных паевых фондов) к свободным денежным средствам российских лиц.

Однако имеющаяся практика свидетельствует о том, что в настоящий момент в российском бизнес-сообществе нет единого понимания тех возможностей, которые появились со вступлением в силу Закона о валютном регулировании, в частности, большинство сделок с внешними ценными бумагами до сих пор совершаются через иностранные аффилированные структуры российских компаний. Более того, на состоявшейся 24 марта 2005 г. встрече Президента РФ с представителями крупного бизнеса поднимался вопрос о необходимости отмены индивидуальных разрешений Центрального банка РФ на совершение российскими организациями валютных операций при приобретении долей участия (или акций) в уставных капиталах иностранных компаний, в то время как обязанность по получению указанных разрешений Центрального банка РФ утратила свою силу с момента вступления в силу Закона о валютном регулировании (Закон о валютном регулировании в принципе не предусматривает возможности их получения).

Каковы же в настоящее время ограничения валютного законодательства РФ на совершение сделок резидентов РФ с нерезидентами по приобретению внешних ценных бумаг, эмитентом которых выступают иностранные компании ?

В соответствии со ст. 1 Закона о валютном регулировании внешние ценные бумаги относятся к валютных ценностям, а сделки с внешними ценными бумагами – к валютным операциям, правовое регулирование которых подчиняется следующим основным принципам, установленным в ст.ст. 4-5 Закона о валютном регулировании:
1) все неустранимые сомнения нормативных актов в области валютного регулирования толкуются в пользу резидентов и нерезидентов;
2) если порядок совершения валютных операций не установлен органами валютного регулирования, то указанные операции совершаются без ограничений;
3) не допускается установления органами валютного регулирования требований о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений на совершение валютных операций.

Из указанных выше норм следует один, очень важный для приобретателя внешних ценных бумаг вывод: даже если в соответствии с Законом о валютном регулировании предусмотрена возможность установления специального порядка совершения сделок с внешними ценными бумагами, но такой порядок не установлен соответствующим нормативным актом Правительства РФ и/или Центрального банка РФ, то операция с внешними ценными бумагами совершается без каких-либо ограничений; однако даже если такой специальный порядок установлен, то он в любом случае он не может предусматривать обязанность по получению какого-либо индивидуального разрешения.

По сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» новый Закон о валютном регулировании предусматривает (при совершении сделки с внешними ценными бумагами) выполнение определенных универсальных правил, которые, в основном, могут сводиться к следующему:
1) обязанности использовать специальные счета при проведении валютных операций – специальные банковские счета и счета по учету прав на внешние ценные бумаги, по которым проводятся (учитываются) валютные операции соответственно с денежными средствами и внешними ценными бумагами;
2) обязанности осуществлять резервирование денежных средств – осуществлять внесение на установленный период времени денежных средств на особые счета в российских банках (размер вносимой суммы зависит от срока резервирования и теоретически может составлять до 100% от суммы конкретной валютной операции); по истечении срока резервирования соответствующая сумма возвращается участникам валютной операции.

Указанные выше специальные требования к порядку совершения валютных операций с внешними ценными бумагами в соответствии со ст. 26 Закона о валютном регулировании должны утратить силу с 01 января 2007 года.

Принятие нормативных актов, регулирующих порядок использования специальных счетов и резервирования денежных средств при совершении операций с внешними ценными бумагами, осуществляется Центральным банком РФ, который, однако, при установлении указанных требований не вправе выходить за пределы предусмотренной Законом о валютном регулировании компетенции.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Закона о валютном регулировании расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и иностранной валюте (если иное не установлено Центральным банком РФ).


2. Порядок расчетов по сделкам с внешними ценными бумагами.

В настоящее время основными нормативными актами Центрального банка РФ по данному вопросу являются Инструкция ЦБР от 07.06.2004 № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов», Указание ЦБР от 29.06.2004 № 1465-р «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и списании денежных средств со специальных банковских счетов» и Инструкция ЦБР от 01.06.2004 № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

В соответствии с указанными нормативными актами порядок выполнения требований об использовании специальных счетов и резервировании при проведении расчетов в иностранной валюте по сделкам с внешними ценными бумагами зависит от правового статуса резидента - покупателя внешних ценных бумаг.

В случае если покупателем внешних ценных бумаг будет являться юридическое лицо (или физическое лицо – индивидуальный предприниматель), то:
1) для осуществления расчетов покупателю будет необходимо открыть в уполномоченном банке РФ специальный банковский счет в иностранной валюте типа «Р2» (п. 2.1.3 Инструкции ЦБР от 07.06.2004 № 116-И);
2) кроме открытия специального банковского счета покупатель также обязан выполнить требование о резервировании при списании денежных средств в оплату внешних ценных бумаг; размер резервирования составляет 25% от суммы платежа на срок 15 календарных дней (п. 1.5 Указания ЦБР от 29.06.2004 № 1465-У).

Особый интерес представляет тот факт, что первоначально при вступлении в силу Указания ЦБР от 29.06.2004 № 1465-У размер резервирования по данной операции составлял 50% от суммы платежа, однако Указанием ЦБР от 29.12.2004 № 1540-У был значительно уменьшен, что может свидетельствовать о либерализации подхода Центрального банка РФ к регулированию валютных операций.

Физические лица вправе приобретать и отчуждать без каких-либо вышеуказанных ограничений внешние ценные бумаги на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года (п. 9 ст. 8 Закона о валютном регулировании); для осуществления расчетов по сделкам с внешними ценными бумагами на сумму от 150 000 долларов США физическое лицо обязано открыть специальный счет типа «Ф» (п. 2.1.1 и п. 2.4 Инструкции ЦБР от 07.06.2004 № 116-И), при этом в настоящее время требование о резервировании для данной категории покупателей не установлено.

Условие об использовании специального счета и выполнении требования о резервировании (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) подлежит исполнению независимо от того, будет ли валютная операция по приобретению внешних ценных бумаг осуществляться непосредственно между покупателем и продавцом внешних ценных бумаг или при посредничестве брокера, поскольку согласно Инструкции ЦБР от 07.06.2004 № 116-И специальные счета используются как в случае перечисления с них иностранной валюты непосредственно нерезиденту – продавцу внешних ценных бумаг, так и в случае перечисления указанных средств на счет брокера-резидента при брокерских операциях с внешними ценными бумагами.

Выполнение требования о резервировании осуществляется резидентом, приобретающим внешние ценные бумаги, путем перечисления денежной суммы, соответствующей размеру резервирования, в российских рублях по курсу Центрального банка РФ на день внесения суммы резервирования (днем внесения является день принятия банком к исполнению заявления о резервировании и платежного поручения клиента). Соответствующая сумма вносится на отдельный счет в банке резидента, приобретающего внешние ценные бумаги, после чего указанный банк осуществляет перечисление суммы резервирования на счет в Центральном банке РФ по учету средств резервирования (непосредственно перед истечением срока резервирования Центральный Банк РФ осуществляет возврат поступивших средств).

До истечения срока резервирования совершение валютных операций с внешними ценными бумагами на основании п. 7 ст. 16 Закона о валютном регулировании запрещено.

Возврат суммы резервирования осуществляется в день истечения срока резервирования путем перечисления соответствующей суммы на счет, с которого вносилась сумма резервирования, либо на иной банковский счет на основании заявления резидента.

Помимо выполнения требований об использовании специальных счетов и резервировании денежных средств на основании п. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании при приобретении внешних ценных бумаг резидент представляет в уполномоченный банк, через который осуществляются расчеты, относящиеся к данной валютной операции документы (порядок представления регулируется Инструкцией ЦБР от 15.06.2004 № 117-И). Как правило, в уполномоченный банк будут представляться: справка о валютных операциях, соответствующий договор, документы, идентифицирующие сторон сделки, и т.п.

Учет прав резидентов на внешние ценные бумаги, приобретенные с использованием указанных выше специальных банковских счетов, осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг (депозитариями) - резидентами, имеющими лицензию на осуществление депозитарной деятельности, на специальных разделах счетов депо (за исключением внешних ценных бумаг, учет прав на которые депозитариями не обеспечивается), а именно:
1) внешних ценных бумаг, приобретенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями – на специальных разделов счетов депо «Ф»;
2) внешних ценных бумаг, приобретенных юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями – на специальных разделов счетов депо «Р2».

Рассмотренный выше порядок приобретения внешних ценных бумаг касается исключительно случаев проведения расчетов в иностранной валюте, в то время как ст. 8 Закона о валютном регулировании допускает проведение расчетов при приобретении внешних ценных бумаг и валюте Российской Федерации.

В силу того, что в настоящий момент отсутствует прямой запрет Центрального банка РФ на осуществление расчетов в российских рублях при приобретении внешних ценных бумаг, можно утверждать, что указанная форма расчетов является допустимой с точки зрения действующего валютного законодательства. Более того, в силу того, что Центральным банком РФ не установлены требования и порядок использования специальных счетов и резервирования денежных средств при осуществлении расчетов по сделкам с внешними ценными бумагами в российской валюте, есть все основания полагать, что в указанном случае соответствующие операции совершаются без ограничений.

Однако практическая целесообразность применения названной формы расчетов является достаточно спорной, поскольку, как минимум, связана с необходимостью открытия нерезидентом соответствующих счетов в валюте Российской Федерации, а также, как правило, потребностью нерезидента в конвертации поступивших денежных средств в иностранную валюту.
С учетом изложенного выше, на наш взгляд, можно сделать однозначный вывод о том, что действующий Закон о валютном регулировании (и принятые во исполнение нормативные акты) позволяет резидентам с достаточной степенью эффективности осуществлять расчеты с нерезидентами по сделкам, направленным на приобретение внешних ценных бумаг, и является значительным шагом вперед по либерализации валютного законодательства РФ.