27 февраля 2007
«Правда Севера» публикует статью об успешном завершении процедуры финансового оздоровления АТФ

Правда Севера

С тяжелой артиллерией на рейдеров и пиратов


Схема "обанкротил - растащил" на тралфлоте не сработала

История неудачной попытки обанкротить Архангельский тралфлот (АТФ) достойна детективного романа. Последнее российское предприятие в сфере рыбной промышленности, сто процентов акций которого принадлежит государству, пытались растащить по кусочкам жулики всех мастей, имеющие покровителей в высших эшелонах власти. Один из самых лакомых кусков - три корабля тралфлота (а это треть основных фондов предприятия) - едва не остался в руках "пиратов" - мавританского бизнесмена Аббаса Бугурбаля и уроженца Архангельска Вадима Цукалова. В спасении не только траулеров, но и всего предприятия была задействована вся "тяжелая артиллерия": от Росимущества и МИД РФ до ФСБ России и их коллег в Интерполе.

Поддержка ФСБ против "лихих людей"

Напомним, 15 февраля областной арбитражный суд принял решение о выходе ОАО "Архангельский траловый флот" из банкротства. А ведь еще не так давно казалось: банкротство неминуемо. С 2002 по 2004 год тралфлот стремительно наращивал кредиторскую задолженность. Прежнее руководство предприятия предпочитало быть слепым и глухим, не замечая того, что кредиты брались на невыгодных условиях, продукция реализовывалась по заниженным ценам, а корабельное обеспечение, наоборот, покупалось по завышенным (на 40-60 процентов) расценкам.

В марте 2004 года на АТФ вводится процедура банкротства. Через год кредиторы - компании "Балтик СВР" (Калининград), "Кляйн Финанс" и "Кессор плюс" (оффшорная зона Британских Виргинских островов) через своих людей, в частности, бывшего административного управляющего АТФ Владимира Киселева, попытались остановить финансовое оздоровление и ввести внешнее управление. Вот тогда и возникла прямая угроза того, что тралфлот как собственность России будет растащен по кусочкам.

- Была группа людей, которая раньше работала на предприятии на высоких должностях, стремившаяся обанкротить тралфлот и завладеть основными активами, которые сегодня оцениваются в 1,5 млрд рублей, забрать их за бесценок, - отметил генеральный директор АТФ Юрий Никулин. - В России существуют так называемые рейдерские компании, которые банкротство ставят своим предметом труда, зарабатывают на этом деньги.

В частности, предполагается, что за кредиторским балтийско-виргинским дуэтом стояли москвич Михаил Кравченко и Андрей Дьяков из Калинин-града, который до марта 2005 года был заместителем бывшего гендиректора Архангельской базы тралового флота Николая Тарасова. Было, по словам Юрия Никулина, и давление других "лихих людей".

- Я не выделил роль ФСБ на нашем предприятии, а ведь она выразилась очень ярко, - подчеркнул Юрий Павлович. - Причем поддержка была оказана не только региональным управлением, но и центральными органами ФСБ. Без них вести борьбу с рейдерами, распознать, что это за люди, было бы невозможно. Например, было давление со стороны лихих людей, но когда они узнавали про нашу поддержку, то быстро остывали... Я полагаю, что такое содружество полезно не только нашему предприятию, но и другим, кто попадает в столь сложные дела, - заключил Никулин.

Обновить флот и вернуть траулеры

АТФ успешно завершило стадию финансового оздоровления, окончив 2006 год с прибылью. "Это уникальный случай. Финансовое оздоровление - редкая стадия, применяемая в России, но еще реже она завершается успешно", - отметил Аркадий Краснихин, юрист московского адвокатского бюро "ЕПАМ", которое по поручению Росимущества защищает интересы предприятия.

Однако даже после преодоления банкротства Юрий Никулин уверен: расслабляться не стоит. В планах: решение вопроса по возвращению прибрежных квот, расширение углубленной переработки рыбы, а самое главное - обновление основных фондов. "Наш флот стар, отсюда и высокие затраты, и себестоимость. Наша продукция становится неконкурентоспособной", - говорит Никулин. Кстати, совсем недавно министр промышленности и энергетики Виктор Христенко призвал вернуть российских рыбаков на отечественные суда, рекомендовав покупать корабли местного производителя, а не подержанные иностранные.

Но не так все просто. "К сожалению, надо признать, что флот сегодня в России не строится, а то, что строят - морально устарело еще в проекте. Нет новых хороших проектов! - говорит гендиректор АТФ. - Сейчас наши агенты связались с голландским судовладельцем, у которого есть автономные траулеры, что морозят 350 тонн в сутки. Мы сегодня нацелены получить информацию: кто является держателем рабочего проекта. Проект придется покупать, а строить будем здесь (предварительный разговор об этом у меня уже был с гендиректором "Звездочки" Николаем Калистратовым). Но корабли по одному не строят, должна закладываться серия из не менее чем пяти кораблей, иначе они будут золотыми".

Кроме того, Никулин считает, что нужно купить у "Звездочки" маленькие траулеры 510 серии. "Каждый из них может заменить три наших стареньких траулера. Но сразу отдать семь миллионов долларов мы не сможем, придется выстраивать длительную финансовую линию", - рассуждает Юрий Павлович. Вместе с тем, головной болью АТФ остается проблема возвращения трех лучших траулеров тралфлота, присвоенных, по версии российских правоохранительных органов, двумя мошенниками - мавританским бизнесменом Аббасом Бугурбалем и уроженцем Архангельска Вадимом Цукаловым. Они были объявлены в розыск по линии Интерпола, а сейчас Россия добивается их экстрадиции, и теперь все будет зависеть от решения Испании. Кстати, суд по Аббасу суд состоялся 5 октября прошлого года, но решение до сих пор не вынесено! А дата судебного заседания по Цукалову даже еще не назначена.

Сами же траулеры задержаны. Два из них - "Тралмейстер Могутов" и "Юоазис Алексонис" находятся в испанском порту Уэльва. "Сейчас нами возбуждена процедура признания решения суда об истребовании этих судов в Испании. Есть международный договор, который позволяет нам просить испанские власти и суд признать и исполнить то решение, который вынес суд российский в Мурманске", - сообщил Аркадий Краснихин. Та же самая процедура необходима и в отношении третьего траулера - "Капитана Кононова", недавно задержанного в Африке.

Есть в этой истории еще одна сюжетная линия, попавшая в поле зрения правоохранительных органов. Связана она с российской компанией "Морская звезда" (Калининград) и ее фактическим хозяином - заместителем председателя комитета Госдумы РФ по экологии Асанбуба Нюдюрбеговым. Еще в 2005 году были попытки руководителя Росрыболовства Станислава Ильясова привлечь "Морскую звезду" к деятельности по возврату траулеров. В частности, предлагалось корабли АТФ отдать в бербоут-чартер калининградской компании. Но в Архангельском тралфлоте быстро поняли, что в таком случае сам характер возврата государственной собственности будет носить чисто формальный характер.

Расследованием всего дела о мошенничестве с архангельскими траулерами по поручению Генпрокуратуры РФ занимается следственный отдел УВД Архангельской области. По информации, которая сейчас находится на стадии проверки, компания "Атлант тралфлот" напрямую вела переговоры с Аббасом Бугурбалем об аренде траулеров АТФ с правом их последующего выкупа. Любопытно, что гендиректором "Атлант тралфлот" является Владимир Анашкин, который в то же время - заместитель гендиректора "Морской звезды". Кроме того, зарегистрирован "Атлант тралфлот" по тому же адресу, что и "Морская звезда": Калининград, ул. Суворова, 57.

Надежда ШИЛОВА.