19 марта 2012
Павел Садовский прокомментировал для журнала «Профиль» запреты России на ввоз продуктов из-за рубежа

Несъедобная политика

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко стоит на страже интересов государства и отечественных производителей

Ольга Щедрова

Россия запрещает ввоз продуктов из-за рубежа в основном по политическим мотивам, но отечественные производители извлекают из этого немалую выгоду.

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко начал 2012 год с любимого дела - запрета на ввоз на территорию РФ импортного продукта питания. На этот раз под раздачу попали сыры с Украины. Как итог - освободившееся на рынке место активно занимают российские производители, а украинские заводы останавливаются. И, судя по всему, это не последний подобный скандал. Россельхознадзор уже объявил о своих претензиях к качеству норвежского лосося. Эксперты отмечают, что два этих надзорных ведомства остаются рычагами давления Москвы на своих зарубежных партнеров. Шантаж нешуточный: потери поставщиков и зарубежных производителей могут исчисляться сотнями миллионов долларов - как, например, в случае с грузинской минералкой и вином. Иностранцы возлагают надежды на вступление России в ВТО, ведь тогда можно будет апеллировать к правилам этой организации и судиться с российскими властями. Однако у российских чиновников остается достаточно способов отравить жизнь иностранным поставщикам, поэтому списки "запрещенной" еды будут пополняться.

Роспотребнадзор в феврале этого года запретил поставку в Россию сыра с нескольких украинских заводов, 27 февраля он расширил список до 7 предприятий. По словам руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, качество продукции не соответствует российским нормам. В результате на территории России приостановлена реализация более 30,6 тонны украинского сыра и еще более 120 тонн задержаны на границе. Министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк заявил, что, судя по высказываниям российских чиновников, "сырный конфликт - скорее политический вопрос, чем технический или технологический". Между тем украинские предприятия останавливаются, поскольку, по словам министра, на рынок России страна поставляла почти 70% производимого сыра.

Украина не единственная пострадавшая страна. С 20 марта 2012 года начнут действовать ограничения на транзит и ввоз крупного и мелкого рогатого скота из ряда стран ЕС - Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Люксембурга. Необходимость введения запретительных мер якобы вызвана распространением в Европе опасных заболеваний скота, отсутствием должного контроля безопасности при поставках животных со стороны компетентных служб Еврокомиссии, отсутствием единой системы идентификации животных и формальным подходом к проведению карантина. Озвученные Россельхознадзором меры одобрены ветеринарными службами партнеров России по Таможенному союзу - Казахстана и Белоруссии. Представители Еврокомиссии просят отсрочить введение ограничений хотя бы до 1 апреля или до 1 мая. Но замруководителя Россельхознадзора Евгений Непоклонов заявил, что это невозможно.

Еще один конфликт со Старым Светом может возникнуть из-за предполагаемого запрета на поставку семги из Норвегии. У Россельхознадзора есть претензии к качеству продукции. Президент Ассоциации добытчиков минтая, председатель подкомиссии по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре РСПП Герман Зверев считает, что действия Россельхознадзора вполне обоснованны. По его словам, норвежцы не производили обследования адресованных в Россию партий, а выдавали экспортные разрешения своим предприятиям по факсу, чего не позволяют себе с другими партнерами. В то же время Зве-рев думает, что до масштабных запретов не дойдет, и ограничения введут лишь для отдельных предприятий. Норвежская семга составляет 10% всего российского импорта, а в премиальном сегменте доминирует. Впрочем, даже частичный запрет позитивно скажется на российских рыбаках и рыбзаводах, поскольку спрос и цены на их продукцию вырастут.

Скорее всего, норвежцы вынуждены будут прислушаться к Россельхознадзору, полагает эксперт, поскольку Россия слишком важный для Норвегии рынок. "Но было бы эффективнее вместо угроз ввести запрет на ввоз использовать механизм регистрации импортных контрактов, - считает Герман Зверев. - Это куда лучше поможет выбраковывать некачественную продукцию".

Наиболее крупный "рыбный" конфликт с теми же вводными случился в декабре 2005 года, когда примерно на год был введен запрет на импорт свежей рыбы из Норвегии. Запрет привел к росту цен на рыбу и перераспределению рынка в пользу нескольких крупных импортеров.

Эксперты отмечают, что случаев, когда запрет реально обоснован, немного. Россия очень часто использует этот инструмент как средство давления для достижения совершенно других целей. Тот же украинский сыр пострадал в тот момент, когда между Москвой и Киевом снова начались трения по газовому вопросу. "Газпром" пытается добиться контроля над газотранспортной системой страны, а Киев этому сопротивляется.

Ранее такие же "совпадения" наблюдались и в случае запрета на ввоз молочной продукции из Белоруссии, и с прибалтийскими шпротами, и с польским мясом, и с американскими куриными окорочками и пр.

По мнению старшего аналитика ИК "Риком-Траст" Владислава Жуковского, Роспотребнадзор, как и большинство других государственных ведомств и сырьевых госмонополий, является инструментом политического давления и экономического шантажа со стороны действующих властей по отношению к неугодным странам. "Господин Онищенко в зависимости от политической конъюнктуры устраивает борьбу с импортными огурцами и творожком", - считает Владислав Жуковский.

Аналитик по потребительскому рынку ИК "Грандис Капитал" Ксения Аношина также отмечает, что запреты чаще всего ставят перед собой цель оказать давление на иностранного партнера, но добавляет, что российские производители оказываются в выигрыше от подобных политических споров.

"Когда запрещается какой-либо продукт хотя бы на год, этого достаточно, чтобы освободилась ниша для другого производителя близкой ценовой категории, - комментирует Ксения Аношина. - Соответственно, если запрещаются продукты из стран СНГ, на их место приходят недорогие российские аналоги. Те, кто покинул рынок, впоследствии с трудом восстанавливают свои позиции". Министерства защищали сугубо интересы российских производителей и потребителей, когда запретили ввоз в Россию крупного рогатого скота и свиней. "Данная мера поддержит активно развивающихся отечественных производителей свинины, снизив конкуренцию на внутреннем рынке, - считает Ксения Аношина. - Запрет на ввоз окорочков из США в 2010 году также поддержал интересы отечественных производителей курятины".

При возвращении на прилавки "запрещенные" продукты уже в любом случае не будут пользоваться тем спросом, каким пользовались раньше. Происходит "замена" одного бренда на другой, потребитель привыкает к другим брендам, говорят аналитики. Вернувшаяся марка может рассчитывать на гораздо меньшую долю рынка.

Наиболее показателен случай с запретом импорта грузинского и молдавского вина и грузинской минеральной воды "Боржоми" в 2006 году. С Тбилиси до сих пор не сняты санкции, а вот молдавское вино вернулось на рынок, но позиции свои так и не восстановило: объем поставок упал в 3-4 раза, говорит руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. "Вино стало дороже, объем рынка импортного вина в России в целом серьезно упал: доля импорта в 2005 году составляла 50%, а сейчас - около 30%", - объясняет он. Бренд-менеджер ООО "Торговый Дом "Немирофф" Антон Гусев считает, что ограничения импорта вина из Грузии и Молдавии для российского рынка носят положительный экономический характер в первую очередь потому, что российское виноделие получило мощный толчок к развитию. "Произошло частичное замещение импортного ви-на отечественным, - рассуждает Антон Гусев. - Начались инвестиции в собственную сырьевую базу, активная посадка винограда. В результате была ослаблена зависимость от импорта и сырья в том числе".

Поставки вина из Грузии, по мнению экспертов, возможны только после смены политического режима. Похожая ситуация была с Польшей, когда в 2005 году был запрещен импорт мяса из этой страны. Запрет был снят только после то-го, как премьер-министром вместо антироссийского Леха Качиньского стал более нейтральный Дональд Туск. По прогнозам ЦИФРРА, в случае возвращения грузинского вина в Россию объем поставок составит не более 10 млн бутылок против 60 млн бутылок в 2005 году. Отвоевать свой кусок будет тяжело и минеральной воде "Боржоми" (занимавшей ранее до 50% рынка), ведь сейчас в магазинах изобилие старых и новых марок.

По мнению кандидата исторических наук Сергея Калинчука, перечисленные запреты в целом - типичный пример политики государственного протекционизма в отношении отечественных товаров. "Товары, произведенные "неокрепшими" предприятиями нашей страны, не в состоянии сами полноценно конкурировать с продукцией зарубежных коллег - более качественной, доступной по цене, имеющей более сильную маркетинговую поддержку и более развитую систему дистрибуции, - считает Сергей Калинчук. - Долг государства в данном случае - поддержать отечественного производителя, даже если это потребует жестких внешнеэкономических решений".

Но уже в этом году ситуация для российских властей заметно осложнится: наша страна наконец-то оформит членство в ВТО. И ей придется соблюдать нормы и правила этой организации. Украинские сыроделы и власти уже говорят, что с нетерпением ждут этого. "Понятно: когда это произойдет, мы сможем действовать по-другому - например, обратиться в штаб-квартиру ВТО по этому вопросу", - говорит Николай Присяжнюк. В США также большие надежды на то, что вступление России в ВТО "свяжет руки" г-ну Онищенко и будет способствовать разрешению споров об ограничениях, действующих в отношении американских экспортеров мяса. В своем блоге посол США в России Майкл Макфол написал, что американские компании - экспортеры мяса птицы, свинины и говядины недовольны ситуацией в России, где они "вынуждены вести постоянную борьбу с нетарифными барьерами, в первую очередь - с санитарными и фитосанитарными ограничениями, которые часто являются произвольными и не имеют никакого научного обоснования". Впрочем, российские власти вряд ли откажутся от привычных методов. Старший юрист АБ ЕПАМ Павел Садовский обращает внимание на то, что на практике претензии, которые предъявляются к соответствующей продукции, как правило, не связаны с качеством продуктов: "Более того, иногда запреты вводятся Роспотребнадзором путем издания писем (как в последнем случае с запретом импорта украинских сыров - письмо от 08.02.2012), адресованных территориальным органам Роспотребнадзора и формально не носящих характер предписания "нарушителям", но фактически такие действия службы имеют эффект запрета на ввоз и обращение продукции соответствующих производителей". При таком раскладе ВТО, скорее всего, не поможет, а значит, всем обиженным надо начинать осваивать дорогу в суд.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ