8 июля 2022
Параллельный импорт, товарные знаки самозанятых и залог исключительных прав на программы: приняты новые законы | комментарий Максима Таболо для ЭЖ Юрист

Залог исключительного права на программы ЭВМ 

Также в Законе № 193-ФЗ содержатся положения об обязательной государственной регистрации в Роспатенте не только перехода, но и залога исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных. Такая поправка появится в п. 5 ст. 1262 ГК РФ (вступит в силу с 29.06.2023).

Параллельный импорт

В Законе № 213-ФЗ указано, что не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах (группах товаров), перечень которых устанавливается Правительством РФ, а так-же средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы. Такая норма появилась в ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправка применяется с 28.06.2022. Дело в том, что сначала в Федеральном законе от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ) появилось полномочие Правительства РФ принимать решения, предусматривающие определение перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться положения ГК РФ о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы (п. 13 ч. 1 Закона № 46-ФЗ).

Затем Правительство РФ указало, что перечень таких товаров должен утвердить Минпромторг России (постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506). На данный момент перечень товаров установлен в приказе Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532. […]

Максим Таболо, юрист практики интеллектуальной собственности/ТМТ АБ ЕПАМ считает, что  с одной стороны, Закон № 213-ФЗ призван поставить точку в вопросе о привлечении к ответственности за нарушение исключительных прав в случае импорта оригинальных товаров без разрешения правообладателя. Он устанавливает, что использование объектов интеллектуальной собственности в отношении товаров из перечня Минпромторга России не является нарушением исключительных прав. Соответственно, импорт таких товаров в РФ и дальнейшие операции с ними не являются основанием для привлечения к ответственности. При этом речь идет не только о гражданско-правовой, но и об административной и уголовной ответственности. Однако можно также предположить, что новый закон призван устранить некоторые недостатки самого постановления Правительства РФ № 506 (далее — постановление). Во-первых, положения постановления были сформулированы не вполне корректно. Формально оно отменяло действие отдельных положений ГК РФ о национальном принципе исчерпания прав, но не предусматривало новое правило о том, что оригинальные товары могут свободно ввозиться в РФ и обращаться на ее территории. Если понимать постановление буквально, то согласие правообладателя необходимо получать при каждой операции с товаром — например, при его перепродаже. Во-вторых, возникали обоснованные сомнения в том, что Правительство РФ было вправе отменять действие положений ГК РФ для отдельных групп товаров. Дело в том, что постановление Правительства РФ является подзаконным актом и не может изменять или отменять действие положений федерального закона.

Такое полномочие не было предоставлено Правительству РФ и Законом № 213-ФЗ — в нем шла речь лишь об исключении применения отдельных положений ГК РФ о защите исключительных прав, но не о возможности Правительства РФ отменять национальный принцип исчерпания прав.

В то же время новый закон не позволяет устранить все спорные вопросы, связанные с легализацией параллельного импорта. Его положения сформулированы слишком широко — формально не признается нарушением любое использование интеллектуальной собственности иностранных правообладателей, если речь идет о товарах из перечня Минпромторга России. Закон не содержит оговорки о том, что речь идет только о тех товарах, которые были введены в оборот за рубежом самим правообладателем или с его согласия.

Мария Шестакова, https://www.eg-online.ru/article/457056/

 

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ