31 октября 2013
Олег Бойчук прокомментировал для издания «Юрлига» вступившую в силу новую редакцию Порядка наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности

Документ недели: новая редакция Порядка наложения штрафов в строительстве

В рамках еженедельной рубрики «Документ недели» ЮРЛИГА попыталась выяснить, что изменилось для застройщиков со вступлением в силу новой редакции Порядка наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности.

В соответствии с нормами Закона…

29 октября 2013 г. вступило в силу постановление Кабмина от 02.10.2013 г. № 735, которым в новой редакции изложен Порядок наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности (подробнее об изменениях читайте в новости ЮРЛИГИ «Утвержден новый порядок наложения штрафов в сфере градостроительства»).

В соответствии с положениями документа новая редакция Порядка усиливает механизм взыскания штрафов с нарушителей строительных норм, правил и прочих нормативных документов в строительстве. К нововведениям Порядка также можно отнести положения о подтверждении факта получения документа о привлечении к ответственности и сроках такого привлечения.

По мнению юриста юридической фирмы «Кибенко, Оника и партнеры» (г. Харьков) Анастасии Залесской, целесообразность принятия новой редакции постановления КМУ от 06.04.95 г. № 244 обоснована существующей судебной практикой в сфере обжалования постановлений территориальных инспекций Государственного архитектурно-строительного контроля.

«Административные суды в большинстве случаев отменяют постановления о наложении штрафов за правонарушения в сфере градостроительства. Такие решения они обосновывают несоблюдением процедуры вынесения постановления о привлечении к ответственности (например, пропуск сроков, необоснованность, непоследовательность совершения действий должностными лицами по делу о правонарушении)», - аргументирует свою позицию примерами с практики юрист.

Г-жа Залесская отмечает, что ранее действующая редакция постановления № 244 не раскрывала процедуру рассмотрения дел о градостроительных правонарушениях, фактически дублируя положенияЗакона «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности». Соответственно, терялось значение подзаконного нормативно-правового акта, который должен был детализировать содержание Закона. При этом А. Залесская считает, что новая редакция качественно отличается от предыдущей - она регулирует процедурные аспекты привлечения субъектов градостроительства к ответственности.

С таким мнением согласен руководитель практики недвижимости и советник ЮБ ЕПАМ Олег Бойчук. Он считает, что прежде всего новый Порядок, вполне ожидаемо, обновлен, более четко структурирован, а также адаптирован в отношении положений Закона «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности». Правда, г-н Бойчук придерживается мнения, что назвать «новый» Порядок кардинально меняющим параметры взаимоотношений между ГАСИ и застройщиками нельзя.

Новая редакция и ее нововведения

Обозначая новые особенности наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, А. Залесская определила следующий перечень основных нововведений.

Во-первых, четко описана процедура уведомления лиц о рассмотрении дела. Так, в случае отказа субъекта градостроительства от получения документов (протокола, постановления или документов, подтверждающих факт правонарушения), являющихся основанием для привлечения его к ответственности, они направляются субъекту градостроительства заказным письмом с уведомлением.

Во-вторых, постановлением четко определен исключительный перечень оснований прекращения производства. В частности, к ним относятся: отсутствие события и состава правонарушения, утрата силы положениями закона, предусматривающего ответственность за конкретный вид правонарушения; истечение сроков привлечения к ответственности, наличие официальных сведений о пребывании субъекта градостроительства в процессе его прекращения путем ликвидации.

В-третьих, Кабинетом Министров охарактеризованы содержание протокола о правонарушении в сфере градостроительной деятельности, постановления о наложении штрафа, а также постановления о закрытии дела о градостроительном правонарушении. В соответствии с п. 12 Порядка протокол о правонарушении должен содержать, в частности, место совершения и суть правонарушения; нормативно-правовой акт, нормативный документ (акт), требования которого нарушены, и положения Закона, предусматривающие ответственность за соответствующее нарушение; объяснения субъекта градостроительства, привлекаемого к ответственности, и т. п. Однако стоит отметить, что типовая форма этих документов Кабмином не предусмотрена.

В-четвертых, установлена четкая административная процедура рассмотрения дела о правонарушениях в сфере градостроительства. Такое дело рассматривается должностным лицом инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в течение 15 дней с момента получения протокола о градостроительном правонарушении и других материалов дела. Должностное лицо должно уведомить субъекта градостроительства о времени и месте рассмотрения дела не позднее чем за три дня до даты его проведения. Однако неприбытие правонарушителя не мешает рассмотрению дела.

Доказательствами по такой категории дел являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие правонарушения, виновность соответствующего субъекта градостроительства и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно положениям п. 20 постановления в новой редакции должностное лицо инспекции должно выяснить: относится ли к его компетенции рассмотрение этого дела, составлен ли протокол и другие материалы дела; извещены ли субъекты градостроительства о времени и месте рассмотрения дела; подлежат ли удовлетворению ходатайства сторон и т. п.

Рассмотрение дела логично завершается вынесением одного из двух процессуальных решений:постановления о наложении штрафа на субъекта градостроительства или постановления о прекращении дела, составляемого в трех экземплярах - по одному экземпляру для субъекта градостроительства, инспекции и госисполнителя (в случае необходимости выполнения постановления в принудительном порядке).

При этом г-жа Залесская уведомляет, что большинство других положений постановления дублируют нормы Закона «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности».

Юрист также утверждает о положительной тенденции в регулировании процедуры привлечения лиц к ответственности в сфере градостроительной деятельности. «Принятие этого нормативно-правового акта будет способствовать возможности избежать злоупотреблений со стороны должностных лиц органов Госархстройинспекции, правильному применению градостроительного законодательства и уменьшению количества правонарушений со стороны субъектов градостроительства», - подытоживает А. Залесская.

Что изменилось: советы застройщикам

Ввиду всего вышеприведенного ЮРЛИГА поинтересовалась, что в таком случае можно посоветовать строительным компаниям.

Г-н Бойчук считает, что принципиальных новшеств в новом Порядке не так уж много, но в целом можно утверждать, что большинство из них по своему существу отвечают наметившейся ранее тенденции по усилению роли и процессуальных возможностей ГАСИ. К основным таким новшествам, по мнению юриста, можно отнести:

1) наложение штрафа автоматически по факту выявления нарушения (оформляется протоколом инспекции ГАСИ), а не невыполнение предписания, предшествовавшего штрафу, согласно предыдущему Порядку;

2) урегулирование уведомительных процедур на случай, если застройщик игнорирует процессуальные действия ГАСИ, ведущие к наложению штрафа, либо скрывается от них.

«Безусловно, эти новшества представляют собой инструментарий, который позволит ГАСИ, с одной стороны, более эффективно и, с другой, более жестко реализовать свои полномочия по наложению штрафов. Застройщикам в связи с этим необходимо иметь в виду, что штрафы в сфере градостроительной деятельности предусмотрены не только за фундаментальные нарушения, но и за множество менее значимых или технических нарушений, таких как неподача одного из многочисленных уведомлений в процессе реализации проекта застройки и т. п.», - советует О. Бойчук.

Среди позитивных моментов, по мнению советника ЮБ ЕПАМ, можно отметить детализированные требования к содержанию и процессу оформления протоколов инспекции ГАСИ, а также процедуре рассмотрения дела о нарушении (хотя решение по делу может приниматься при отсутствии заинтересованного лица).

Интересным новшеством нового Порядка (с неплохой перспективой оказаться полезным для застройщиков, пытающихся защититься от штрафа) является регулирование «производства по делу о правонарушении в сфере градостроительства». Так, в новом Порядке речь идет о том, что производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в ряде случаев, таких как отсутствие события и состава правонарушения, прекращения действия соответствующим положением законодательства, предусматривающим ответственность за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, и т. п.

В свою очередь, советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»Наталья Доценко-Белоус считает, что со вступлением в силу новой редакции Порядка вопросы привлечения лиц к ответственности за правонарушения, определенные Законом«Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности», существенно упорядочены и с точки зрения процедуры открытия дела и привлечения к ответственности, и с позиции появления правовых оснований для закрытия начатого производства.

Особое внимание, по ее мнению, привлекает возможность закрытия производства в связи с отсутствием события и состава правонарушения в сфере градостроительства. «Основание вполне логичное и соответствует теоретическим подходам к применению административной/финансовой ответственности. В то же время в наших реалиях появление такого основания позволяет предположить, что ряд дел будут открываться и при определенных обстоятельствах закрываться. С другой стороны, многие «правонарушители» смогут защитить свои права от штрафного беспредела, обратившись в суд и обосновав отсутствие события и состава правонарушения. Напомню, что состав правонарушения предполагает наличие субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны, а также причинно-следственной связи между ними. При таком подходе далеко не каждое самовольное строительство будет правонарушением, преследуемым в силу норм Закона», - проинформировала г-жаДоценко-Белоус.

Юрист обращает внимание на то, что любопытным является тот факт, что предписание, отправленное по почте, признается полученным отправителем. «Весьма спорная и неоднозначная новелла, поскольку отправленный протокол об открытии производства еще не означает, что он получен и лицо уведомлено о событии. С другой стороны, именно такой подход позволяет бороться с злоупотреблениями в части уклонения заинтересованных лиц от получения протоколов», - резюмирует Н. Доценко-Белоус.