1 августа 2004
Обзор изменений российского законодательства за август 2004 года

IGNORARE LEGIS EST LATA CULPA
НЕЗНАНИЕ ЗАКОНА ЕСТЬ ГРУБЕЙШАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ

Выпуск № 0804

Санкт-Петербург

В настоящем выпуске представлены наиболее интересные с нашей точки зрения изменения, произошедшие в различных сферах российского законодательства в августе 2004 года. Краткие комментарии юристов Санкт-Петербургского офиса Адвокатского бюро ЕПАМ, которыми сопровождается каждый новый нормативный акт, не преследуют цели полного описания или анализа каждого акта, носят только предварительный и обзорный характер.

1. Федеральный закон от 28.07.2004 № 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Данный Федеральный закон дополняет Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в частности, статьей 7.1, распространяющей требования закона на адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в части идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации. При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в п. 1 ст. 7.1 Закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

2. Федеральный закон от 20.08.2004 № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

Основные изменения, предложенные новой редакцией закона, направлены на снижение риска несостоятельности и финансовое оздоровление кредитных организаций, предотвращение случаев преднамеренного банкротства и защиту интересов кредиторов. Устанавливаются дополнительные меры ответственности для руководителей и собственников банка за действия в условиях угрозы банкротства. Кроме того, законом предусматривается возложение функций арбитражного (конкурсного) управляющего при банкротстве кредитных организаций, привлекавших средства физических лиц, на специализированную некоммерческую организацию - Агентство по страхованию вкладов, функционирующее в форме государственной корпорации.

3. Федеральный закон от 28.07.2004 № 86-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

С 1.01.2005 повышены специфические ставки акцизов на подакцизные товары. На сигареты с фильтром устанавливается ставка в размере 65 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8%, но не менее 20% от отпускной цены (ранее 60 руб. за 1000 штук+5%).

4. Федеральный закон от 28.07.2004 № 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»

Продолжается процесс принятия отдельных глав части второй Налогового кодекса в ходе налоговой реформы. Налоговый кодекс дополнен главой 25.2 «Водный налог» (с 1.01.2005). Налоговым периодом признается квартал. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок представляется налоговая декларация. Установлены специфические ставки налога по бассейнам рек, озер и морей и экономическим районам. Исключаются отдельные налоговые льготы, установленные законодательством РФ о плате за пользование водными объектами.

5. Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»

Изменилась система налогов и сборов. С 1.01.2005 вступают в силу статьи 12-15 НК РФ, устанавливающие виды налогов и сборов в РФ, а также специальные налоговые режимы. В систему налогов и сборов в РФ не будут входить таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами. По решению субъекта РФ, представительных органов муниципальных образований в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Повышена налоговая ставка в отношении доходов физических и юридических лиц от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов с 6 до 9%. В соответствии с новым бюджетным распределением ставки по налогу на прибыль 6,5% зачисляется в федеральный бюджет, и 17,5 - в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты - не предусмотрено.

6. Федеральный закон от 18.08.2004 № 102-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»

Увеличена налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья до 135 рублей за 1 000 кубических метров газа (ранее - 107 рублей). Увеличивается также налоговая ставка при добыче нефти до 419 рублей за одну тонну (ранее - 347 рублей). Налогообложение налогом на добавленную стоимость нефти, включая газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ, производится по налоговой ставке 0 процентов.

7. Федеральный закон от 20.08.2004 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю»

Закон направлен главным образом на стимулирование активного жилищного строительства в рамках программы по созданию условий формирования рынка доступного жилья, опубликован в «Российской газете» 25.09.2004 № 182 и вступает в силу с 01.01.2005, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Внесены изменения в ст.8 Закона РФ «О плате за землю», которая устанавливает налог за городские (поселковые) земли, и дополняет ее новыми частями (9-11), содержащими положения в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, в результате чего взимаемый земельный налог (его кратность) изменяется в зависимости от периода времени, в течение которого ведется строительство. Внесены также изменения и в п.5 ст.8, в соответствии с которым земельный налог за земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, взимается со всей пощади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр. Распространение данных изменений на правоотношения по налогообложению земельных участков ставится в зависимость от момента приобретения в собственность физическими и юридическими лицами земельных участков для осуществления такого строительства. Порядок распространения указан достаточно подробно.

8. Федеральный закон от 20.08.2004 № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине»

Рассматриваемый Федеральный закон направлен на реализацию программы по созданию условий для формирования рынка доступного жилья. Установлена пошлина за обязательное удостоверение договоров об ипотеке (в случае, если такое требование установлено федеральным законом). При этом, пошлина за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры составляет всего 200 рублей, в то время как за удостоверение договоров ипотеки другого недвижимого имущества сумма пошлины составляет 0,3 процента суммы договора, но не более 3 000 рублей. Отменяется государственная пошлина за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества (ипотеке), выдачу документов о произведенной регистрации и выписки из реестра. Ранее пошлина за государственную регистрацию договоров об ипотеке и за выдачу документа о регистрации составляла для граждан - двукратный МРОТ за каждое действие, а для юридических лиц – пятикратный МРОТ за каждое действие. Размер пошлины за выписку из реестра о регистрации договора об ипотеке был одинаков и для граждан, и для юридических лиц и составлял 50 % от МРОТа.

9. Приказ МНС РФ от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками»

Определен порядок приема налогоплательщиков, приема и регистрации налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, а также иных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы, а также порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом.

10. Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утв. Приказом Минюста № 135 от 06.08.2004

Данной Инструкцией регулируются вопросы, касающиеся особенностей проведения государственной регистрации договоров аренды объектов недвижимого имущества (за исключением предприятий как имущественных комплексов, участков лесного фонда (леса), обособленных водных объектов и многолетних насаждений), изменений, прекращения и расторжения договоров аренды. Рассматриваемая Инструкция содержит нормы, касающиеся не только непосредственно государственной регистрации и правовой экспертизы документов, поданных на регистрацию, но и сводит воедино основные нормы гражданского законодательства (ЗК РФ, ГК РФ и т.д.), регулирующие отношения по аренде объектов недвижимости. Достаточно подробный документ и удобен с практической точки зрения – не только регистрации, но и составления и расторжения договоров аренды недвижимого имущества.

11. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Закон не регулирует отношения, связанные с государственной тайной. В ст.2 Закона определены понятия коммерческой тайны, режима коммерческой тайны, доступа, передачи, предоставления и разглашения коммерческой тайны и некоторые другие. По сравнению с легальным определением коммерческой тайны, содержащимся в ст. 139 ГК РФ, Закон вводит дополнительный критерий отнесения информации к коммерческой тайне – необходимость введения в отношении такой информации режима коммерческой тайны (п.1 ст.3 Закона). Закон устанавливает, что права на коммерческую тайну возникают у обладателя информации только с момента установления в отношении такой информации режима коммерческой тайны, т.е. с момента принятия обладателем информации мер, перечисленных в Законе. Грифы «Коммерческая тайна», нанесенные на материальные носители информации до вступления в силу Закона, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона. Кроме того, определены права обладателя коммерческой тайны, установлен перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (открытый и может быть дополнен иными федеральными законами), определены некоторые обычные условия гражданско-правового соглашения о конфиденциальности, установлены права и обязанности работника и работодателя по охране коммерческой тайны, в т.ч. обязанность работника не разглашать коммерческую тайну в течение 3 (трех) лет после прекращения трудового договора (если иной срок не установлен трудовым договором.

12. Федеральный закон от 20.07.2004 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»

Изменения в основном направлены на приведение Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» в соответствие с Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений 1886 г. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (т.е. с 28.07.2004 г.), за исключением некоторых положений, которые вступают в силу с 1 сентября 2006 г. Увеличен срок действия авторского права с 50 до 70 лет после смерти автора с момента вступления Закона в силу (т.е. с 28.07.2004 г.). Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу Закона (03.08.1993 г.), прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, со дня создания произведения. К исключительным правам авторов и обладателей смежных прав отнесено право сообщать произведение/объект смежных прав таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Данное положение вступает в силу с 1 сентября 2006 г. Предельные размеры компенсации за нарушение имущественных авторских прав установлены в абсолютных единицах – от 10 000 до 5000000 рублей. Увеличен нижний предел компенсации за нарушение имущественных авторских прав – с 1000 до 10 000 рублей. Предусмотрена альтернативная возможность взыскания компенсации в виде двукратного размера стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав. Предусмотрена возможность взыскания морального вреда за нарушение не только личных неимущественных, но и имущественных прав авторов и исполнителей. В Законе уточнен порядок конфискации контрафактных произведений и фонограмм. Закон дополнен нормами, посвященными техническим средствам защиты авторского права и смежных прав.

13. Приказ Роспатента от 06.07.2004 № 12

В связи с необходимостью применения единообразных подходов к использованию отдельных положений статей 6 и 7 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», даны разъяснения, которыми следует руководствоваться при вынесении решения об отказе в регистрации товарного знака на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 6 указанного Закона. В частности, разъяснено, что неправомерно принятие соответствующего решения исходя из сходства до степени смешения обозначения или товарного знака с охраняемым товарным знаком, поскольку упомянутое основание может быть применено только в рамках реализации пункта 1 статьи 7 Закона.

14. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2004 № 1024-р

В развитие проводимой административной реформы, рассматриваемым Распоряжением определяется порядок подчинения территориальных органов упраздненных, реорганизованных и иных федеральных органов исполнительной власти преобразованным и вновь созданным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

15. Федеральный закон от 20.08.2004 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

В новой редакции изложена ст. 19.8 КоАП РФ «Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий». Изменена объективная сторона: теперь подлежат ответственности также нарушение порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений, непредставление сведений (информации), если их представление обязательно в соответствии с антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений.

16. Федеральный закон от 28.07.2004 N 80-ФЗ «О внесении изменения в статью 59 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»

Статья 59 АПК РФ дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которым представителями органов государственной власти или органов местного самоуправления могут выступать в арбитражном суде лица, состоящие в штате указанных органов или в штате организаций, представляющих в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по поручению указанных органов их интересы, либо адвокаты.

17. Постановление КС РФ от 16.07.2004 № 15-П

Часть 5 статьи 59 АПК РФ (о представителях организаций в арбитражном суде) признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она исключала для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относились к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций.

18. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов»

Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. В связи с этим Президиум ВАС РФ разъяснил, что по делам об оспаривании нормативных правовых актов арбитражным судам необходимо проверять, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение таких дел к их компетенции. В письме приведены нормативные правовые положения таких законов. Для арбитражных судов выработаны рекомендации по определению круга лиц, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов; форме предъявляемого заявления; порядку принятия решения суда, а также прекращения производства по делу.

19. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 81 «Обзор практики применения арбитражными судами КТМ РФ»

ВАС РФ информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях, касающихся, в основном, применения судами статей КТМ РФ (от 30.04.99 No. 81-ФЗ). В письме затрагивается широкий круг отдельных проблем, связанных с морской перевозкой груза. Особого упоминания заслуживает мнение Президиума ВАС РФ о том, что арест морского судна может быть произведен судом в порядке принятия обеспечительных и предварительных обеспечительных мер только по морскому требованию, наличие которого должно обосновать лицо, ходатайствующее о наложении ареста. Также в Письме указано, что если отсутствует причинная связь между убытками и действиями (бездействием) администрации морского порта, то администрация не несет ответственности за убытки, причиненные в результате не обеспечения безопасности стоянки судна. Подлежащая возмещению сумма за утраченный или поврежденный груз должна исчисляться исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен из судна в соответствии с договором морской перевозки груза. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения сторон, возникающие из договора буксировки, регулируются законом государства, в котором имеет основное место деятельности сторона, являющаяся владельцем буксирующего судна.

20. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения АПК РФ»

Президиумом ВАС РФ выработаны обширные рекомендации по применению положений АПК РФ о составе арбитражного суда, отводах, представительстве в арбитражном суде, предъявлении иска, судебных расходах, подготовке дела к судебному разбирательству, ведении протокола в судебном заседании, рассмотрении дел в порядке упрощенного производства, доказательствах и доказывании, решении арбитражного суда, рассмотрении дел апелляционной и кассационной инстанциями. В приложении к рекомендациям приведен образец вводной части судебного акта (решения).

21. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 АПК. Судам предписано не приостанавливать действие актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что это может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

22. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 ГК РФ»

Разъяснены положения статьи 61 ГК РФ, регулирующие ликвидацию юридических лиц. В частности, указано, что дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. Отсутствие судебного решения о признании недействительной регистрации юридического лица не препятствует ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Дело о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства.

23. Федеральный закон от 28.07.2004 № 94-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

Устранен пробел в ГПК РФ. Предусмотрена возможность восстановления пропущенного по уважительной причине годичного срока, в течение которого судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции. Заявление о восстановлении пропущенного срока должно подаваться в суд, рассмотревший дело по первой инстанции в связи с тем, что на определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть подана частная жалоба.

24. Постановление Правительства РФ от 12.08.2004 № 408 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 № 938»

Исключено положение, обязывающее собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства.

25. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 августа 2004 г. N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании»

ВАС РФ информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях, касающихся, в основном, применения судами статей Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регламентирующих вопросы ответственности за неуплату страховых взносов и несвоевременную регистрацию страхователей в органах Пенсионного фонда РФ. В Письме затрагиваются, в частности, проблемы, возникающие в связи с обязанностью юридических лиц и организаций, созданных до 01.01.2004, самостоятельно зарегистрироваться в органах ПФР, а также особенности уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями, соотношение норм Налогового кодекса РФ и законодательства об обязательном пенсионном страховании и др.

26. Продолжение налоговой реформы – проекты

Помимо уже принятых законом и нормативных актов, относящихся к сфере налогового законодательства, имеет смысл обратить внимание и на некоторые проекты, чье принятие может произойти в ближайшее время. В соответствии с законопроектом, принятым Государственной Думой РФ в первом чтении, предполагается дополнить НК РФ главой 32 «Земельный налог». Данный налог предлагается установить в качестве местного налога для формирования доходной базы соответствующего бюджета. Представительные органы местного самоуправления будут иметь возможность самостоятельно определять налоговые ставки в установленных пределах. Объектом налогообложения признаются земельные участки, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга. Налоговым периодом предлагается считать 1 год. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (Проект Федерального закона № 55940-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (внесен Правительством РФ, принят в первом чтении – постановление ГД ФС РФ от 09.07.2004 N 854-IV ГД).