8 июля 2021
О практике внедрения антимонопольного комплаенса | комментарии Дениса Гаврилова для «РАПСИ»

Федеральная антимонопольная служба РФ не планирует выдавать специальные сертификаты для защиты компаний от обвинений в злоупотреблении доминированием на рынке или сговоре, сообщила в четверг пресс-служба ведомства.

Антимонопольная служба уточнила, что она лишь согласовывает акты или проекты актов об антимонопольном «комплаенсе» компании.

«Если такие внутренние акты содержат все обязательные элементы, предусмотренные частью 2 статьи 9.1 ФЗ «О защите конкуренции», и представленные документы не содержат противоречащих антимонопольному законодательству положений, ФАС России дает заключение об их соответствии требованиям антимонопольного законодательства», — отметили в ведомстве.

Внедрение антимонопольного комплаенса и следование его требованиям позволяет российским компаниям упростить свою работу и не допустить нарушения антимонопольного законодательства, напоминают в ФАС. Если компания действует по согласованным антимонопольным органом актам комплаенса, она не может нарушить регулирование, отметили в ведомстве.

«Одновременно с этим, иные действия организации, которые осуществляются за рамками согласованных правил антимонопольного комплаенса или в нарушение этих правил, будут рассматриваться антимонопольным органом на соответствие антимонопольному законодательству в установленном Законом о защите конкуренции порядке. В случае установления факта нарушения, хозяйствующий субъект будет нести ответственность», — напомнили в антимонопольном органе.

Согласно закону, под комплаенсом понимается «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», используемая в компании. Внутренний контроль включает в себя требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры, которые направлены на снижение таких рисков, способы контроля системы комплаенса, порядок ознакомления работников с актами и указание на ответственное должностное лицо.

На практике это может означать, что если, например, компания–доминант на рынке получила одобрение своей комплаенс политики, которая включает условия заключения договоров с контрагентами, и докажет строгое соблюдение этих условий в случае отказа контрагенту в контракте, жалоба такого контрагента в ФАС на подобный отказ может быть не удовлетворена, пояснил советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Денис Гаврилов.

«Впрочем, в любом случае соответствие своих реальных действий одобренным ФАС процедурам надо будет подтвердить. Но с уверенностью можно утверждать одно: практика внедрения антимонопольного комплаенса при условии ее эффективности, а не простой декларации, безусловно будет способствовать качественному снижению антимонопольных рисков, а предпринятые действия ФАС по продвижению таких проконкурентных практик стоит только приветствовать», - уточнил Денис Гаврилов.

Источник: РАПСИ http://www.rapsinews.ru/incident_news/20210708/307201284.html