31 марта 2016
О порядке расчета норматива Н1 при реализации сделки секьюритизации ипотечных активов | Олег Ушаков комментирует для «Ведомостей»

Ипотеку вывели из-под «Базеля»

Банкиры ищут способы выпускать ипотечные облигации, невзирая на жесткие требования «Базеля III». С начала года коэффициенты риска при расчете капитала для ценных бумаг, выпускаемых при секьюритизации активов, выросли столь значительно, что такие сделки стали обходиться чересчур дорого для капитала банков. Риск-коэффициент для младших траншей таких облигаций, которые банки оставляют у себя на балансе (используются для покрытия убытков по старшему траншу, который продают инвесторам), был увеличен до 1250%. И банкам приходится использовать другие способы выпуска таких бумаг. Неделю назад Банк Москвы сообщил о выпуске ценных бумаг с ипотечным покрытием на 6,6 млрд руб. Поручителем по старшему траншу выступило Агентство ипотечного и жилищного кредитования, следует из материалов банка. При этом размер младшего транша, который особенно дорого обходится банкам, Банку Москвы удалось сделать минимальным. Он составил менее 1% выпуска, говорится в документах.

«Обычно младший транш составляет от 10 до 20% выпуска в зависимости от качества пула ипотечных закладных, его истории и т. д.», – указывает аналитик S&P Ирина Пенкина. По ее словам, инструмент, который может заменять младший транш в данном случае, – это резерв. Он может быть сформирован из субординированного кредита, который тот же банк предоставляет эмитенту, продолжает она, и существует как некая денежная подушка на счете эмитента. Она может быть использована для поддержания ликвидности и покрытия убытков. Все зависит от структуры сделки и сказать, что лучше – младший транш или резерв, – нельзя.

Ипотечные облигации выпущены с учетом всех норм и требований ЦБ, указывает представитель группы ВТБ. По его словам, выпуск структурирован таким образом, чтобы минимизировать прирост активов, взвешенных с учетом риска.

«В этой сделке помимо младшего транша было покрытие риска кредитом, который мы выдали эмитенту», – подтверждает человек, близкий к Банку Москвы. Скорее всего, продолжает он, выкупать бумаги будут нерыночные инвесторы. А для самого банка секьюритизация – доступ к ликвидности ЦБ. Рыночных инвесторов сейчас найти нельзя и банк делает свой ипотечный портфель ликвидным, чтобы в любой момент под залог бумаг можно было получить финансирование от ЦБ, объясняет он.

Сделок по секьюритизации в этом году было не так много, как в прошлом, именно из-за введения новых риск-весов по младшим траншам, констатирует Пенкина. В связи с тем, что младший транш дает повышенную нагрузку на капитал, участники рынка будут пытаться использовать альтернативные инструменты для выпуска ипотечных бумаг, уверена она.

«Насколько нам известно, по частным запросам отдельных игроков ЦБ дал разъяснения, согласно которым с коэффициентом 1250% взвешиваются именно облигации младшего транша, а не, например, обязательства ипотечного агента перед банком – инициатором сделки по секьюритизации», – говорит старший юрист АБ ЕПАМ Олег Ушаков (его компания сопровождала сделку Банка Москвы).

Анна Еремина