17 декабря 2018
О поправках в закон о специальных административных районах (САР) | комментарии Дмитрия Степанова для «Ведомости»

Компании в российских офшорах могут получить очередные преимущества
Власти готовы сделать так, чтобы они даже не заметили переезда

«Ведомости» ознакомились с подготовленными Минэкономразвития поправками в закон о специальных административных районах (САР) – российских офшорах на о. Русский на Дальнем Востоке и Октябрьский в Калининграде. Подлинность их копии подтвердил федеральный чиновник. Проект переезда компаний – эксперимент с массой проблем, признавал в сентябре замминистра финансов Илья Трунин, обещая учитывать интересы бизнеса. Спустя четыре месяца после принятия этого закона власти уже готовы менять условия эксперимента.

САРы были созданы, чтобы поддержать попавший в санкционные списки российский бизнес. Стать их резидентами смогут только зарегистрированные за рубежом компании. Им обещаны низкие налоговые ставки и смягчение контроля. Получить доступ к информации об их бенефициарах смогут только управляющая САРом компания, контролирующие органы и суды. Публичной компании не придется платить налоги с прибыли от продажи активов и с полученных дивидендов, а если переехавшая компания сама выплачивает дивиденды, то ее бенефициар заплатит 5%.

Эти поправки – продолжение объявленной стратегии сохранить все права, которые у компаний были до переезда, считает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов. Поправки готовились с учетом реакции бизнеса, который заинтересовался возможностью, но увидел потенциальные риски, говорит другой чиновник, законопроект проработали все профильные ведомства, планируется, что вскоре они будут рассматриваться Госдумой.

Компании, переехавшие в САР, смогут платить дивиденды по международной отчетности, отношения между акционерами можно будет регулировать в уставе по иностранному праву, а стоимость акций указывать в иностранной валюте. Сейчас при выплате дивидендов компании обязаны ориентироваться на отчетность по РСБУ, которая ограничивает их максимальный размер, рассказывает Степанов, уже лет 15 обсуждается возможность прямо разрешить при уплате дивидендов по МСФО не применять лимиты РСБУ.

Оценивать акции в рублях неудобно как минимум из-за курсовой разницы, объясняет эксперт, участвующий в обсуждении законопроекта, хотя ничего критичного в этой проблеме нет, «это скорее прихоть бизнеса». Для иностранных инвесторов важно видеть тот же актив, который был у него и при покупке, считает Степанов: например, пенсионным фондам может потребоваться переоценивать акции, которые стали номинироваться в другой валюте. Перевод номинала акций в рубли мог не соответствовать требованиям иностранных бирж, отмечает директор департамента консультирования по налогообложению и праву Deloitte Олег Трошин.

Оставался вопрос, как переехавшим компаниям работать с российскими судами, но поправки предусматривают решение – передачу корпоративных споров в третейские суды.

Пока резидентом САРа стала одна компания – «Финвижн холдингс» (основной акционер банка «Восточный», бенефициар – Артем Аветисян). Несколько уже находятся в процессе переезда, говорит директор EY Law Анна Назарчук. Переезд планировали UC Rusal и En+ Holding (принадлежат En+). 20 декабря в Париже состоится внеочередное общее собрание акционеров En+, на котором будет обсуждаться смена юрисдикции на о. Октябрьском. Представитель En+ отказался от комментариев, его коллега из UC Rusal не ответил на запрос «Ведомостей». Интерес бизнеса есть, говорит Назарчук, и поправки еще больше его подогреют. Возможность переезда рассматривают как публичные, так и непубличные компании, говорит федеральный чиновник.

Поправки едва ли могут быть причиной появления новых резидентов в САРах, скептичен партнер Dentons Василий Марков: «Законопроект облегчает процесс, но не делает его качественно другим». Поправки не решают две ключевые проблемы, солидарна партнер KPMG Анна Воронкова, налоговых преимуществ для непубличных компаний немного и по-прежнему непонятно, как механизм будет работать на практике. Пока не появятся успешные примеры работающих в САРах компаний, массового переезда ждать не стоит, уверена она.

Сам по себе закон идет вразрез с мировыми тенденциями, категоричен партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов: компании, которые были зарегистрированы в офшорах, получают налоговые преференции и возможности, недоступные для тех, кто работал исключительно в России. Это дестимулирует российские компании, а ЕС и ОЭСР – в самом негативном сценарии – могут включить Россию в свои черные списки, заключает он.

Представители Минфина и Мин­экономразвития не ответили на запрос «Ведомостей» в пятницу вечером.

Анна Холявко, Елизавета Базанова / Ведомости
В подготовке статьи участвовала Полина Трифонова

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ