15 февраля 2006
Новый Регламент МКАС. Международный коммерческий арбитраж в Москве становится еще эффективнее и удобнее

Новый Регламент МКАС. Международный коммерческий арбитраж в Москве становится еще эффективнее и удобнее

18 октября 2005 года Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП) была утверждена новая редакция Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП (МКАС), которая вступает в силу с 1 марта 2006 года и применяется в отношении дел, исковое заявление по которым поступит в МКАС после указанной даты, если иное не будет установлено соглашением сторон. Таким образом, применение новой редакции Регламента МКАС (Регламента) по соглашению сторон возможно уже сейчас.

Основные положения новой редакции Регламента воспроизводят действующие нормы, однако она включает и ряд новелл, направленных на повышение эффективности арбитражного разбирательства. При разработке новой редакции Регламента учтены современные тенденции развития нормативного регулирования международного коммерческого арбитража, в том числе вступивший в силу в 1998 году Арбитражный регламент Международной торговой палаты (МТП) (1). В частности, сокращены процессуальные сроки, устранены некоторые неопределенности, не исключавшие возможности намеренного затягивания сторонами арбитражного разбирательства, изменена процедура формирования состава арбитража, процедура рассмотрения дела стала проще для участвующих в нем лиц. По нашему мнению, наиболее значимые в практическом плане новеллы таковы.

Состав арбитража.

Новая редакция Регламента предусматривает (при рассмотрении дела составом арбитража из 3 арбитров) назначение председателя состава арбитража не избранными сторонами членами состава, а Президиумом МКАС. Данное изменение продиктовано необходимостью избежать задержки разбирательства, когда назначенные сторонами арбитры не могут договориться о кандидатуре суперарбитра. Аналогичный порядок назначения председателя состава арбитража предусмотрен и Арбитражным регламентом МТП.

Кроме того, теперь вопрос о рассмотрении дела единоличным арбитром также решается Президиумом МКАС, с учетом сложности дела, цены иска и других обстоятельств. Если стороны не договорились об ином. При этом Регламент предписывает рассмотрение дела единоличным арбитром в том случае, если цена иска не превышает 25тыс. долларов США.

Разумеется, соглашением сторон могут быть определены иные правила избрания или назначения арбитров.

Ряд правил, содержащихся в новой редакции Регламента и регулирующих определение состава арбитража, направлены на обеспечение стабильности рассмотрения дел. В частности, при незаявлении отвода арбитру в 15-дневный срок с момента возникновения оснований для такого заявления соответствующая сторона считается отказавшейся от своего права заявить такой отвод, причем указанный срок восстановлению не подлежит. Помимо этого, если вопрос об изменениях в составе арбитража возникает после окончания слушаний по делу (например, в связи с добровольным сложением одним из арбитров своих полномочий), Президиум МКАС (как и Международный арбитражный суд в соответствии со ст.12(5) Арбитражного регламента МТП) вправе принять решение о завершении арбитражного разбирательства остающимися арбитрами.

Процессуальные сроки.

Существенно сокращен ряд процессуальных сроков, что делает арбитражное разбирательство более динамичным. В частности, при оставлении искового заявления без движения истец должен дополнить исковое заявление или представить недостающие документы (в соответствии с указаниями ответственного секретаря МКАС) в течение одного месяца (ранее - два месяца). До 30 дней (ранее – 45 дней) с момента получения копии искового заявления сокращен срок на представление ответчиком отзыва на исковое заявление (такой же срок установлен в ст.5(1) Арбитражного регламента МТП) и предъявления встречного иска. В течение 15 дней (ранее – 30 дней) ответчик вправе заявить возражения относительно прекращения разбирательства дела без вынесения решения.

Кроме того, установлено следующее общее процессуальное правило: если сторона в разумный срок не заявила возражений против отступления от положений Регламента, регулирующего процедуру арбитражного разбирательства соглашения сторон, либо иных применимых процессуальных норм, она считается отказавшейся от своего права на возражения. Возражения, заявленные по истечении указанного срока, могут не рассматриваться составом арбитража по существу. Очевидно, что эта новелла также преследует цель недопущения необоснованного затягивания сторонами арбитражного разбирательства и стимулирует участников процесса своевременно реализовывать свои процессуальные права.

Иск.

Новая редакция Регламента конкретизирует формальные реквизиты искового заявления: в исковом заявлении теперь следует указывать не только наименования и адреса сторон, но и номера телефонов, факсов и электронной почты.

Уточнены правила определения цены иска. Новая редакция Регламента содержит специальную норму относительно взыскания процентов по денежному обязательству. Цена иска при взыскании процентов, которые продолжают начисляться, определяется суммой, «набежавшей» на дату подачи иска. Также специально предусмотрено, что в цену иска не включаются требования о возмещении арбитражных сборов и расходов, а также издержки сторон (нередко стороны процесса включают их в цену иска)(2).

Место и язык арбитражного разбирательства.

Действовавшая до 2006 года редакция Регламента МКАС устанавливала, что арбитражное разбирательство должно осуществляться по общему правилу в Москве, но в любом случае в пределах Российской Федерации. Новая редакция Регламента устранила это территориальное ограничение: теперь МКАС может заседать в любой точке планеты. Надо полагать, что данное уточнение отражает увеличение числа иностранных арбитров, а также числа споров, оба участника которых являются иностранными лицами.

Эта же тенденция (3), судя по всему, определила корректировку правил о языке арбитражного разбирательства. Теперь стороны вправе представлять документы в МКАС на языке арбитражного разбирательства (таковым по общему правилу является русский язык), либо на языке контракта, либо на языке делового общения между сторонами; при этом переводу подлежат не все документы, а только те, в отношении которых соответствующее указание дано составом арбитража. Данное уточнение не только упрощает представление документов сторонами, но и позволяет избежать отложения слушания дела в связи с необходимостью перевода большого количества документации (зачастую не относящейся к существу вопроса), что неоднократно имело место в практике МКАС (4).

Применимое право.

Новая редакция Регламента, вслед за третьей частью Гражданского кодекса РФ, проясняет вопрос допустимости обратной отсылки. Закреплено, что указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам.

Кроме того, подтверждено, что субсидиарному применению, в случае неурегулированности вопроса нормами Регламента либо соглашением сторон, подлежит применимое (а не обязательно российское, как было указано прежде) законодательство о международном коммерческом арбитраже.

Вынесение решения.

Значительные изменения внесены в процедуру вынесения арбитражного решения. Исключено положение о том, что арбитражное решение принимается на закрытом совещании арбитров. Нет необходимости оглашать решение на составе арбитража, оно просто направляется сторонам, что, впрочем, отражает практику МКАС последних лет (5). Кроме того, разъяснено, что дата принятия решения определяется по дате его подписания последним из арбитров. Таким образом, Регламент позволяет принимать решение без совместного присутствия всех арбитров (например, по переписке или в режиме видеоконференции), а затем уведомлять о нем участников разбирательства. Это позволяет сэкономить время арбитров и представителей сторон после окончания разбирательства дела.

Интересно, что новая редакция Регламента предусмотрела процедуру проверки решения, вынесенного составом арбитража. Так, до подписания решения состав арбитража заблаговременно предоставляет его проект в Секретариат МКАС, который вправе обратить внимание состава арбитража на выявленные несоответствия проекта решения требованиям Регламента. Если такие несоответствия не будут устранены, Секретариат МКАС вправе информировать об этом Президиум МКАС. Правда, неясно, каковы могут быть последствия этой процедуры. В соответствии с Арбитражным регламентом МТП, например, решение, не одобренное Международным арбитражным судом МТП, просто не может быть подписано арбитрами и, соответственно, вступить в силу.

Новая редакция Регламента уточняет, что вынесенное решение является окончательным и обязательным для сторон. По нашему мнению, это уточнение связано с необходимостью исключить в отношении решений, вынесенных МКАС, возможность применения положения подп. “e” п.1 ст.V Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркской конвенции), увязывающего вопрос приведения в исполнение решения с вступлением в силу решения в стране, где оно вынесено.

Кроме того, отражая потребности практики, вводится институт отдельного арбитражного решения, которое может быть принято составом арбитража по отдельным вопросам или части заявленных требований.

(1) Публикация МТП №808 (2004)
(2) См. напр.: решение МКАС от 26 декабря 2002 года №40/2002
(3) Комаров А.С. Международные стандарты третейского правосудия // ЭЖ-Юрист. 2005. №42. С. 2.
(4) См. напр.: решение МКАС от 21 февраля 2001 года №79/2001
(5) Аналогичное изменение было внесено в 2004 году в Регламент Третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, утвержденный Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой