15 сентября 2009
Николай Аверченко комментирует для газеты «Финансовые известия» уменьшение количества споров с налоговыми органами

Суд да дело

Крупнейшие компании России призывают увеличить ответственность налоговых органов за свои действия

В первой половине 2009 года более чем на 60% возросло количество коммерческих споров в арбитражных судах между компаниями. Если, по данным ВАС РФ, в первой половине 2008 года количество споров между субъектами хозяйствования было менее 200 тыс., то за два квартала 2009 года количество таких конфликтов уже приблизилось к 300 тыс. Как правило, бизнес судится со страховщиками и с банками, однако у компаний осталось немало претензий и к государственным структурам.

Больше всего выросло число судебных споров между компаниями в сфере взаимоотношений в области страхования (на 400%) и поставки товаров, работ и услуг (на 131%). «В кризис всегда обостряются отношения с финансовыми институтами и недобросовестными контрагентами», - комментирует статистику управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» (PG&P) Сергей Пепеляев. Число споров в области предоставления займов и кредитов увеличилось на 64% (8000 дел), то есть 44 разбирательства ежедневно. Больше разногласий стали вызывать и арендные взаимоотношения: число споров по этому поводу выросло на 60% (до 31 000).

В трениях между бизнесом и властью наблюдается меньший рост, в основном за счет увеличения споров в сфере земли, таможни и антимонопольного законодательства (84%, 71 и 34% соответственно). А вот в сфере налогового законодательства в первой половине 2009 года в арбитражных судах состоялось всего 43 000 процесса - на 13% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Причем поводов тому несколько.

«Полагаю, причиной уменьшения количества споров с налоговыми органами стало введение с 2009 года обязательного досудебного порядка разрешения налоговых споров (посредством подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган). Многие спорные вопросы, которые раньше налогоплательщик предпочитал вынести в суд, снимаются теперь на этой стадии», - считает Николай Аверченко, старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ. Сергей Пепеляев объясняет снижение показателей введением досудебного порядка рассмотрения споров, а также введением ежеквартальной отчетности по НДС вместо ежемесячной. «Если раньше по самым распространенным налоговым спорам - спорам о возврате экспортного НДС - налогоплательщику необходимо было ежемесячно «спорить» за каждый налоговый период, то теперь ему можно подать иски сразу за квартал», - поясняет Сергей Пепеляев.

Аналитическая служба PG&P также провела исследование эффективности новых правил налогообложения и выяснила, чего еще не хватает бизнесу для счастья. Более 66% крупнейших компаний России проголосовало за усиление ответственности налоговых органов за свои действия. Такая позиция вызвана тем, что за каждый неверный шаг налогоплательщик и его должностные лица привлекаются к административной и уголовной ответственности, в то время как налоговые органы и их сотрудники практически не несут никакой ответственности. Вторым наиболее желательным изменением в налоговом законодательстве представители бизнеса назвали введение упрощенного порядка возмещения НДС (60%). Третьим изменением, ожидаемым бизнесом, назван отказ от замены ЕСН «страховыми взносами» - 45%.

Несмотря на снижение прибыльности в 2009 году, наиболее выгодными для опрошенных компаний оказались произошедшие снижения ставки налога на прибыль, а также возможность уплаты НДС с рассрочкой в течение трех месяцев, которая позволила сохранить в обороте значительные средства. Достаточно выгодны для бизнеса введение НДС-вычета по уплаченным авансам, увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам, отмена ограничений или увеличение лимитов по расходам на персонал, а также в условиях расширения неденежных форм расчетов и погашения обязательств (векселя, бартер, взаимозачеты) отмена требования о перечислении суммы «НДС» платежным поручением. Введение вычета по уплаченным авансам могло бы принести больший эффект при наличии простой и понятной процедуры их использования. Еще больший эффект принесла бы полная отмена налогообложения авансов.

«На основе данных по количеству споров и опираясь на результаты опроса, можно сделать вывод, что не все заявленные правительством антикризисные налоговые меры оказались эффективны на практике, - считает Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы PG&P. - Препятствиями часто выступают неясности в законодательстве и недоступность новаций с точки зрения их внедрения в деловую практику».

Елена Березина