14 апреля 2009
Никита Гурин прокомментировал Газете.ru невозможность покупки напрямую иностранным юридическим лицом земли сельскохозяйственного назначения

 

Hyundai переходит на кукурузу

Южнокорейская судостроительная компания Hyundai Heavy приобрела почти 70% хозяйства «Хороль зерно», которое владеет 10 тыс. га земли в Приморье. Компания планирует выращивать кукурузу и соя-бобы для поддержания продовольственной программы Южной Кореи. Однако аналитики предполагают, что на этих землях компания будет выращивать рапс для биотоплива.


Южнокорейская Hyundai Heavy Industries Co. (НН), крупнейшая судостроительная компания мира, купила 67,6% акций предприятия «Хороль зерно», владельца и оператора 10 тыс. га сельскохозяйственных земель на Дальнем Востоке (в Хорольском районе Приморского края, в 170 км к северу от Владивостока). Хозяйство занимается выращиванием кукурузы и сои. НН планирует управлять хозяйством напрямую, набрав с нуля рабочий коллектив. Вложив $6,5 млн в сделку, компания планирует к 2014 году производить 60 тыс. тонн кукурузы и соя-бобов в год. Кроме того, Hyundai Heavy инвестирует еще $9 млн, чтобы увеличить посевные площади с 10 тыс. до 50 тыс. га к 2012 году.


Основной долей (75%) «Хороль Зерно» на начало 2009 года владели два гражданина России, такие данные приводит «СПАРК-Интерфакс», а 25% – девять граждан Новой Зеландии.


Но юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных компаний составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, отмечают специалисты. «Напрямую купить земли сельскохозяйственного назначения иностранное юридическое лицо не может, – комментирует адвокат адвокатского бюро ЕПАМ Никита Гурин. – В соответствии с Земельным кодексом и статьей 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для оборота некоторых земельных участков устанавливаются ограничения». Видимо, так и поступит НН.

Завести этот непрофильный актив компания могла для подстраховки. Сельское хозяйство, наряду с еще одним новым направлением Hyundai Heavy – солнечной энергетикой, должно помочь диверсифицировать деятельность, снизить зависимость от судостроения, которое пока приносит более половины выручки.


С сентября 2008 года компания не заключила ни одного контракта на постройку судов на фоне мирового экономического кризиса, резкого снижения объемов морских перевозок и стоимости фрахта. «У судостроения непростые времена, – комментирует аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. – Период производства кораблей – минимум 2–3 года. Для финансирования проектов в этой области нужны долгосрочные кредиты, которые никто себе сейчас позволить не может». В лучшем случае при строительстве кораблей возможна 10-процентная предоплата для того, чтобы подтвердить факт заключения сделки.


Это уже не первая попытка экспансии южнокорейских компаний в области сельхозугодий за рубежом. В прошлом году корпорация Daewoo Logistics получила разрешение от правительства Мадагаскара на аренду 1,3...

С другой стороны, по информации агентства Bloomberg, эта покупка совершена в рамках программы по обеспечению продовольственной безопасности Южной Кореи.


Власти призвали компании страны разрабатывать сельскохозяйственные проекты за рубежом, поскольку опасаются массовых выступлений на фоне высоких цен на зерно, как это произошло в Египте, и дефицита продовольствия, как в Аргентине, отмечают эксперты. Южная Корея объявила о планах по увеличению коэффициента самообеспечения зерном до 50% к 2030 году.

Весь урожай кукурузы и сои в таком случае будет реализовываться в Южной Корее. Однако здесь возможны проблемы с доставкой урожая. «Южная Корея сейчас закупает у нас зерно официально, но небольшие объемы. Это связано с неудобством логистики, так как в портах на Дальнем Востоке нет зернового терминала», – заявляет вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Логично предположить, что НН пойдет на строительство нового терминала.

Впрочем, Hyundai Heavy может выращивать на российской земле и рапс для производства биотоплива. Сельское хозяйство, по утверждению аналитиков, особенно выращивание рапса для производства биотоплива, – это перспективное направление в энергетике.


«От рапса больше прибыли, чем от кораблестроения», – заключает Козицын. Такое использование земель не будет нарушением. «Перепрофилирование деятельности допустимо, если производство организации, как следствие, не нарушит указанные ограничения использования земельного участка», – отмечает Гурин.

Игорь Бахарев