12 февраля 2006
"Невероятные приключения российских кораблей" в итоговом новостном выпуске "ВЕСТИ НЕДЕЛИ" на телеканале "Россия"

Вести недели

Времена меняются, и государство по-иному следит за судьбой своих граждан и своей собственности. На Канарах обнаружен похищенный российский корабль. Теперь на помощь российскому государству приходят частные адвокаты и даже английские сыщики.

Отпрыск большого чиновника - профессия выгодная, но непостоянная. В международный розыск объявлен некто Вадим Цукалов - сын бывшего главы департамента биоресурсов Госкомрыболовства. Мошенничество в особо крупных размерах, незаконное завладение госимуществом, подлог документов – это статьи, по которым его обвиняют. Отец разыскиваемого был скуп в комментариях.

Траулеры нашли. Два - у берегов Испании, один - на КанарахБылая гордость рыболовецкой отрасли - старейший и некогда крупнейший в стране Архангельский траловый флот - предприятие со 100-процентным государственным капиталом. У причала - одни ржавые посудины. Все, что могло плавать, давно уплыло - на фирму Цукалова-младшего. Особенно сокрушаются в Архангельске по трем большим океанским траулерам, дававшим флоту до половины всего улова. "Эти суда недавней постройки. Они строились в Германии. Это современные суда, оснащенные соответствующими промысловыми комплексами аппаратуры. Эти суда изначально должны были приносить прибыль", - рассказывает заместитель генерального директора ОАО "Архангельский траловый флот" Виктор Лощевский.

По договорам аренды между зависевшим от чиновника госпредприятием и сыном этого самого чиновника корабли, стоившие десятки миллионов долларов, отписывались Вадиму Цукалову за 126 тысяч долларов в год. "Каждый корабль в день в среднем приносил бы прибыль порядка 50 тысяч долларов", - сообщает Генеральный директор АО "Архангельский траловый флот" Юрий Никулин.

Полтора года назад в российском рыбном ведомстве, как известно, произошла смена комсостава. Наиболее отчаянных руководителей тогда увели под конвоем, остальные ушли сами. Лишь после этого многотомному делу об украденных еще в 2001-м кораблях удалось дать ход. С изрядным трудом, но траулеры нашли. Два - у берегов континентальной Испании, один - на Канарах. "Экипаж сейчас стоит на минимальном окладе. Матрос получает 6 долларов в сутки. Это не тот вариант, на который мы нанимались, мы должны работать в море", - говорит капитан траулера "Капитан Кононов" Виктор Тризна.

Для объединенной российско-украинской команды арест судов - настоящее бедствие. Нет рыбалки - нет и зарплаты. С чем возвращаться к семьям, да и на что возвращаться? Что же до автора всей аферы, то у него вопрос о хлебе насущном давно решен. По самым скромным подсчетам, за пять лет траулеры принесли Цукалову порядка 150 млн долларов чистой прибыли. Рассказывает работающий на "Росимущество" агент местного детективного бюро: "У Вадима Цукалова на Канарах два офиса и множество квартир. Мы сейчас выявляем все возможные места его пребывания. Еще мы примерно установили схему, по которой он уводил из российской собственности арендованные им корабли".

Даниил Петров: в этой истории задействована Африка, Испания, Латинская АмерикаДля начала суда перекрашиваются: постоянная смена названий сильно осложняет поиск. Потом где-то в желтой жаркой Мавритании открывается подставная фирма, которая заявляет, что архангельские ей крепко задолжали. Тут же под пальмой собирается суд, о котором в Россию, конечно, никто не сообщает, и корабли забираются - якобы в счет долгов. Дальше начинается череда фиктивных перепродаж. Тут главное - взять преследователей измором, загоняв их по странам и континентам. "Это не только Африка, это также Испания. Мало того, даже Латинская Америка задействована в этой истории, потому что была попытка нынешних владельцев кораблей перепродать в государство Белиз, которое находится южнее Мексики. И даже в Белизе приходилось предпринимать меры для недопущения данной сделки", - рассказывает адвокат российской стороны, старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Даниил Петров.

Привлечь лучших адвокатов, оплатить работу десяткам иностранных детективов, суметь выследить корабли во время краткосрочных стоянок и, наконец, не дать им удрать от испанского берега - еще несколько лет назад была ли Россия на такое способна? "Рассчитываю, что испанские коллеги проявят не только понимание, но и готовность предпринять конкретные шаги по возвращению российской собственности", - отмечает министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Дмитрий Афанасьев: есть попытки различных сил сорвать процесс восстановления госсобственностиА количество записей в тетради сыщика все ширится и ширится. Похоже, его объект, "мистер Цукалофф", окончательно перешел на нелегальное положение - бегает по Канарам, меняет адреса. При этом еще и беспрестанно звонит в Москву. У рыбного миллионера там осталось много высоких покровителей. "Есть масса сложностей, есть попытки различных сил зайти сбоку, снизу, справа, слева, чтобы помешать восстановлению государственного контроля над этим разворованным имуществом, но процесс идет, - говорит председатель адвокатского бюро ЕПАМ Дмитрий Афанасьев. - На нас сложно давить".

В истории этой еще рано ставить точку. Как стало известно "Вестям недели", в последний момент свои претензии на корабли заявил еще и некий панамский офшор. По слухам, эта компания принадлежит одному из депутатов Государственной думы.

Борис Соболев

Смотреть сюжет