4 апреля 2022
Мораторий на банкротство | комментарий Евгения Гурченко для РБК

В России с 1 апреля до 1 ноября не будут возбуждать дела о банкротстве физических и юридических лиц по заявлениям от кредиторов. О вступлении в силу соответствующего моратория сообщил глава правительства России Михаил Мишустин. Эта мера даст возможность должникам «справиться с текущими трудностями» в течение этого периода, пояснил Мишустин.

Опрошенные РБК Петербург юристы напоминают, что со стороны кредиторов угроза инициирования банкротства — эффективный инструмент давления на должников, и его заморозка несет в себе и плюсы, и минусы. Они рассказали, как введение моратория отразится на кредиторах и какие компании могут пострадать больше всего. [...]

Евгений Гурченко, советник, руководитель судебно-арбитражной практики АБ ЕПАМ в Санкт-Петербурге:

«Возбуждение дел о банкротстве юридических лиц по заявлению кредиторов — это традиционно основной способ инициирования банкротств в России. По статистике, на их долю приходится 90% всех дел о банкротстве. Для банкротства физических лиц пропорция обратная — в основном граждане сами подают заявление о собственном банкротстве.

Право на инициирование банкротства появляется у кредитора в случае неисполнения обязательств должником. Для обычных кредиторов такое право возникает после вступления в законную силу решения суда о взыскании долга с должника, для банков — с момента появления признаков банкротства (просрочка более 3 месяцев, решения суда не требуется).

Если брать опыт прошлых лет, то снижение корпоративных банкротств в период моратория составило около 20%, а личных — более чем в два раза. Если провести аналогию, то количество отложенных дел о банкротстве юридических лиц может составить около 20 тыс. дел, а физических лиц — вполне может достигнуть 40-60 тыс. С учетом того, что сейчас введен мораторий для всех юридических и физических лиц, а не только для их отдельных категорий, то количество отложенных банкротств может быть выше, чем после отмены первого моратория. Но все подобные расчеты условны.

Разумеется, мораторий может негативно сказаться на кредиторах. Во-первых, угроза инициирования процедуры банкротства традиционно является крайне эффективным механизмом понуждения должника к исполнению обязательств. В отсутствии такого механизма стимулы исполнения обязательств могут снижаться. Во-вторых, кредиторы лишаются права на получение денежных средств в исполнительном производстве, ограничиваются в возможности обращения взыскания на предмет залога. В большей степени мораторий скажется на кредиторах, которые не имеют какой-либо «подушки безопасности» и критически зависят от получения платежей от одних контрагентов для расчетов с другими.

Однако не стоит забывать и про плюсы моратория. Предоставление должнику дополнительного времени для поиска выхода из сложной ситуации может спасти бизнес и в конечном итоге обеспечить возврат денег кредиторам. В свою очередь, это будет явно лучше банкротства, где вернуть деньги практически невозможно.

В любом случае, введение моратория вряд ли приведет к серьезным проблемам у кредиторов. Срок моратория для этого не столь большой. Даже в случае пролонгации моратория проблемы во многих случаях возникнут только с действительно недобросовестными должниками, которые и без того планировали затягивать процедуры. Как показывает практика, с основной частью должников кредиторы вполне успешно договариваются о реструктуризации задолженности».

https://www.rbc.ru/spb_sz/01/04/2022/62470

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Евгений Гурченко

Евгений Гурченко

Санкт-Петербург