13 декабря 2006
МЕСТО ВСТРЕЧИ – IBA. Внимание: в связи с аншлагом участие подтверждать заблаговременно

МЕСТО ВСТРЕЧИ – IBA. Внимание: в связи с аншлагом участие подтверждать заблаговременно

Где могут оказаться 3500 практикующих юристов (исключая темное дно морское)?(1) Что заставляет каждый год по осени ведущих бизнес-адвокатов оставлять свои кабинеты и вливаться в водоворот ухоженных джентльменов в престижных костюмах и лакированных ботинках, аккумулируя в ходе полуночных неформальных приемов, встреч и тусовок энергию для ежедневных рабочих заседаний? Где кристаллизуются новые каноны профессии, формируются критерии надлежащей профессиональной этики, добросовестной практики и новые концепции международного торгового права?

Мой ответ: на ежегодной Конференции Международной коллегии адвокатов (International Bar Association, IBA). Передо мной, российским делегатом этого форума, редакцией была поставлена сложная задача: составить краткий отчет о проделанной работе. Проблема, конечно, не в отсутствии впечатлений, а в том, чтобы передать их в нескольких фразах. Как выбрать те немногие, наиболее запомнившиеся события, которые заслуживают вашего внимания?

Для начала – некоторые факты. Под аббревиатурой IBA скрывается Международная Коллегия Адвокатов - некоммерческая организация, головной офис которой расположен в Лондоне. IBA объединяет как индивидуальных членов (более 30 тысяч юристов), так и коллективных (более 195 юридических обществ, адвокатских коллегий и т.п.) со всего мира. Основанная в 1947 году в штате Нью–Йорк (США), на сегодняшний день IBA является одной из самых крупных и влиятельных международных юридических организаций. В составе Коллегии образуются специализированные секции, подразделенные на комитеты и подкомитеты. Секция по вопросам общественной и профессиональной деятельности и Секция юридической практики – наиболее массовые.

Ежегодно IBA проводит конференцию, в которой участвуют не только члены этого общества, но и другие юристы. Каждое из этих мероприятий – крупнейший, самый значительный и престижный слет практикующих юристов во всем мире. Размах поистине впечатляет. Для бизнес-юристов, специализирующихся на правовом сопровождении внешнеэкономической деятельности, советников большого бизнеса, конференция IBA – ритуальное «место встречи» с коллегами, где можно и «мир посмотреть» и «себя показать». Быть в списке ее участников (это весьма весомое издание предоставляется каждому делегату) считается хорошим тоном. Многие записываются на конференцию и оплачивают регистрационный сбор, даже если заранее знают, что не смогут приехать в связи с загрузкой на службе, – просто, чтобы обозначить, что они «все еще у руля». В то же время для других конференция – это возможность сбежать от ежедневной рутины и открыть для себя глобальные перспективы.

Программа форума включает не только семинары, ориентированные на новости юридической практики, но и дискуссионные заседания - коллоквиумы по глобальным вопросам и проблемам профессии. В этом году в рамках конференции состоялось более 150 пленарных (судебная реформа и верховенство закона как критерии роста; корпоративное управление) и секционных заседаний, среди которых необходимо отметить секции по разрешению споров в сфере интеллектуальной собственности и инвестиционном арбитраже.

Главным итогом Конференции-2006, подтверждающим роль IBA как лидирующего международного профессионального объединения практикующих юристов, стало принятие «Основных принципов юридической практики» (‘General Principles of the Legal Profession’). Эти «10 заповедей» практикующего юриста были одобрены на заседании Совета IBA (IBA Council) 20 сентября 2006 г.

Начало данному проекту было положено в 1995 г., когда IBA одобрила «Основные принципы юридической этики» («General Principles for Ethics of Lawyers»). С учетом тенденций, которые возникли в сфере юридических услуг, оказываемых международному бизнесу, за последние 10 лет, Международным комитетом адвокатских образований по основополагающим принципам (“BIC Policy Committee”) и рабочей группой комитета по профессиональной этике (“PPID’s Professional Ethics Committee’s Working Group”), функционирующими в составе IBA, был разработан и представлен проект кодекса поведения адвокатов, имеющих международную практику. Этот документ не станет заменой «Основным принципам юридической этики» 1995 г., которые находятся в процессе переработки (ожидается, что новая их редакция будет принята на следующей ежегодной конференции в Сингапуре в октябре 2007 г.), но в случае возможных расхождений и конфликтов именно его положения будут иметь преимущественную силу.

Надо отметить, что участие в мероприятиях IBA стоит денег. Но существуют некоторые хитрости, которые позволяют юристам из России и СНГ сократить такие расходы. Во-первых, для участников из этих стран снижены регистрационные и членские взносы (при условии предварительной регистрации). Во-вторых, существует программа стипендий. Как правило, стипендиат - это молодой (до 35 лет) адвокат из государства с низким уровнем доходов, который работает в небольшой национальной фирме или является индивидуально практикующим юристом и сам себе зарабатывает на жизнь.

Для тех, кто участвует в конференции впервые, важно знать, что важной составляющей этого события считаются неформальные встречи – приемы, концерты, просто посиделки. После захода солнца жизнь конференции только начинается. Перечень различных неформальных мероприятий расширяется с каждым годом. В этот раз их число было сопоставимо с количеством рабочих сессий. Если конференция проводится в городе на побережье, в программу включается яхтенная регата. Обычно это мероприятие предоставляет прекрасную возможность размяться и познакомиться.

На голубом фоне…

Среди секционных заседаний по интересам мне особенно запомнился семинар, посвященный «виртуальной собственности» - правовому регулированию отношений, возникающих в сфере on-line многопользовательских игр(2), виртуальных электронных платежных систем и др.

Виртуальную собственность можно определить как привилегии, полученные в ходе игры («деньги», «оружие», «землю» или другие товары, обладающие «меновой стоимостью» для игроков), которые используются, покупаются или продаются внутри виртуального мира для того, чтобы повысить статус и силу «фишки» (фигуры, аватара) игрока(3).

Ролевые on-line игры давно перестали быть «детской забавой». Игроки торгуют воображаемым имуществом в киберпространстве, но зарабатывают при этом вполне реальные деньги. Индустрия развлечений переживает бум многопользовательских стратегических игр. Запущенная в 1999 г. игра EverQuest (оператор - компания Sony Online Entertainment) сейчас имеет порядка 5оо тысяч постоянных участников из разных стран, а появившаяся в 2004 г. игра World of Warcraft (оператор – одна из компаний группы Vivendi) – уже 4,5 миллиона фанатов.

Характер виртуальной собственности и способ, каким она приобретается, варьируется в зависимости от типа онлайновой игры. Это могут быть дома, автомобили и другие повседневные предметы, приобретаемые на игровую валюту, либо ценные токены-орудия, которые завоевываются аватаром игрока в сражении с монстрами.
Не только подростки, но и многие люди среднего возраста буквально «живут» в фантазийном электронном мире, в котором есть практически все – деревья, дороги, работа, дом, друзья, враги и так далее. Различные виртуальные «фишки-токены» (знаки отличия, орудия, «деньги», «жизни»), используемые в игре, можно купить в реальном мире за вполне реальные деньги. Покупателями являются неудачливые или нетерпеливые игроки, которые хотят управлять влиятельным персонажем – аватаром, но не готовы тратить время и силы на то, чтобы самостоятельно сделать его властелином «с нуля». Так в реальном мире возникла целая новая сфера общественных отношений. Имущественный оборот здесь измеряется миллиардами долларов(4)!

В декабре 2001 г. было опубликовано сенсационное исследование немецкого экономиста Эдварда Кастронова(5) , который в течение некоторого времени фиксировал объемы и цену «серых» сделок по продаже игровой валюты за реальные деньги на on-line аукционах. Предметом его анализа было виртуальное пространство игры EverQuest – фантастическая страна под названием Норрат (Norrath). Как выяснилось, уже в 2001 г. в пересчете на реальную валюту по среднему курсу сделок с игровыми токенами средний игровой доход составлял порядка 3.42 долларов США в час, а «валовый национальный продукт» на «душу населения» игровой территории был 2,266 долларов США. Это ставит фантазийный Норрат по благосостоянию на 77 место в мире (вровень с Россией и Болгарией, впереди Индии и Китая). Cогласно другому отчету, только за два месяца (октябрь и ноябрь 2005 г.) на всего лишь одном on-line аукционе (eBay) для популярной игры World of Warcraft было продано виртуального золота примерно на 682 тыс. долларов США.

Коль скоро фактические имущественные отношения денежного эквивалентного обмена уже существуют, возникает вопрос о том, какие нормы действующей правовой системы следует применять для их регулирования. В частности, пользуются ли виртуальные объекты, игровое достояние защитой от посягательств третьих лиц (кражи, обмана и т.д.). Являются ли соответствующие записи в памяти компьютеров-серверов, принадлежащих организаторам игры, имуществом (имущественными правами) с точки зрения гражданского права(6)? Подлежат ли права на это имущество судебной защите(7)? Какую ответственность несут организаторы игры за сбои в ней или за ее прекращение (ведь игроки в этом случае безвозвратно теряют плоды своих многолетних усилий). В реальный мир (который на сленге игроков именуется meat space) виртуальные богатства (пока?) не переместить. Вот уже поистину – есть развернуться где юристам.

Сторонники признания имущественных прав игроков на виртуальную собственность утверждают, что онлайновые игры требуют, по крайней мере, столько же усилий и денег, что и созидательная деятельность («работа», «бизнес») в реальном мире, а реально существующие рынки виртуальной собственности показывают, что эти товары имеют стоимость и заслуживают защиты по закону.

Противники этой точки зрения (догадайтесь, кого они обслуживают) сомневаются в возможности установления ответственности за экономические убытки, понесенные игроками, в случае прекращения игры компанией–организатором; а также в вероятности возникновения отрицательных последствий для корпоративных доходов создателей игр в результате требований игроков о восстановлении их виртуальной собственности или компенсации постоянных убытков, включая «кражу» такой собственности хакерами.

Наконец, некоторые исследователи и комментаторы предложили, чтобы нормы виртуального мира применялись в нем без правовых систем мира реального и трактовались как «юрисдикции, отдельные от наших собственных, со своими отличительными общественными нормами, законами и правами».

Отдельный интерес вызвал вопрос авторских / исполнительских прав на историю и поведение игрового персонажа. Ведь зачастую игроки целенаправленно создают художественный образ своего воображаемого героя, придумывая ему псевдоним, особенности характера, наделяя особой манерой держаться и общаться. По сути, история похождений виртуальных героев становится результатом творческой деятельности, креативным воплощением идей автора и должна пользоваться правовой защитой согласно нормам об авторском праве и смежных правах.

Если права создателей видеоигр обычно защищены (например, авторскими правами на код, изображение и торговыми марками), то наделение игроков авторскими и смежными правами на порожденные ими создания не столь очевидно. Абсолютно понятно, что игрок не получает имущественных прав на все «игровое пространство», преображенное благодаря его активности. Между тем он, вероятно, может претендовать на права, связанные со свойствами, статусом, положением игровых фигур (считайте, персонажей перформанса) в ситуациях, где достигнутое этими фигурами положение и признание является результатом его творческого интеллектуального вклада, усилий и времени.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ АДВОКАТОВ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


приняты Международной Ассоциацией Адвокатов
20 сентября 2006 г.

Основные принципы юридической практики

Во всем мире адвокаты – это профессионалы, которые ставят интересы своих клиентов выше собственных и преследуют цель всеобщего признания верховенства закона. В свете развития правовых институтов им приходится постоянно совершенствовать свою квалификацию и совмещать эту деятельность с помощью клиентам, уважением к Суду и справедливым стремлением иметь достойный уровень жизни. Сосуществование этих элементов нередко связано с противоречиями. Данные Принципы нацелены на создание единой системы координат, которая может послужить основой для установления правил профессионального поведения адвокатов соответствующими органами в любой части света. Кроме того, Принципы приняты во имя пропаганды и утверждения высших ценностей юридической профессии. Они не подменяют собой и не ограничивают обязанности, возлагаемые на адвокатов согласно применяемым законам или правилам профессионального поведения. Они также не должны использоваться в качестве критериев для применения мер ответственности, санкций или любых дисциплинарных мер.

1. Независимость
Чтобы иметь возможность давать своим клиентам непредвзятые рекомендации или осуществлять их представительство, адвокат должен оставаться независимым, и для этого ему должны быть предоставлены соответствующие гарантии. Представляя интересы клиента либо давая оценку перспектив дела, адвокат должен полагаться на собственное независимое и непредвзятое профессиональное суждение.

2. Честность, верность убеждениям и добросовестность
Адвокат обязан соответствовать высочайшим стандартам честности, верности убеждениям и добросовестности в отношениях с Судом, коллегами и всеми, с кем он взаимодействует в контексте профессиональной деятельности.

3. Конфликт интересов
Адвокату не следует допускать возникновения ситуаций, когда интересы клиентов вступают в конфликт с его собственными интересами, интересами его партнеров или других клиентов. Подобные ситуации возможны, только если это допускается законом либо с согласия клиента, если это допускается при условии такого согласия.

4. Конфиденциальность/профессиональная тайна
За исключением случаев, когда обратное предписано или допускается законом либо санкционировано клиентом, если это допустимо, адвокат должен всегда сохранять в тайне дела своих нынешних и прежних клиентов, и для этого должны быть созданы соответствующие условия.

5. Интересы клиента
Без ущерба для обязанностей адвоката в отношении Суда и интересов справедливости, соблюдения закона и следования этическим нормам, адвокат обязан рассматривать интересы своего клиента как приоритетные.

6. Адвокатские обязательства
Адвокат должен выполнять каждое из обязательств, принятых в связи с его практикой, до момента исполнения или прекращения обязательства либо освобождения от него.

7. Свобода выбора клиента
Адвокат должен уважать право клиента быть представленным адвокатом по своему свободному выбору. За исключением случаев, предусмотренных профессиональными правилами или законом, адвокат также должен быть вправе по собственному усмотрению решать, принимать поручение или отклонить его.

8. Имущество клиентов и третьих лиц
Адвокат обязан добросовестно заботиться о любом имуществе клиента или третьей стороны, находящемся под его контролем, и содержать такое имущество отдельно от своего имущества.

9. Компетентность
Адвокат обязан выполнять поручения доверителей компетентно и своевременно и не принимать поручений, которые, по собственному рациональному мнению, он не сможет выполнить указанным образом.

10. Гонорары
Адвокат имеет право на получение разумного вознаграждения за свои усилия. Адвокат не должен инициировать излишнюю работу.

Сноски:

1. Намек на известную американскую шутку: What do you call 600 lawyers, with a chain around their necks, attached to a 10 ton weight at the bottom of the sea? - A good start.

2. В обиходе используется термин «массовая многопользовательская ролевая игра в режиме реального времени (Massively Multiplayer Online Role-Playing Game, или MMORPG).

3. Онлайновый «аватар» это фигура («игровой герой»), обладающая в рамках игры уникальной «самостью» - историей, именем, внешностью, чертами и привилегиями. Он функционирует в виртуальном мире и имеет большое значение для игры, так как через него игрок существует в ней и может накапливать привилегии.

4.Оценки недавно народившегося рынка виртуальной недвижимости колеблются в широких пределах — от 4оо млн до 1 млрд долларов США в год. При этом большинство наблюдате¬лей сходятся на том, что он растет головокружительными темпами, возможно на 100% в год. Источник: ДОЛЛАРЫ ИЗ МЕГАБАЙТОВ. Роджер Парлофф // Большой Бизнес. 2/2006.

5. Castronova. E. Virtual Worlds: A First-Hand Account of Market and Society on the Cyberian Frontier. CESifo Working Paper № 618. December, 2001. Доступно на сайте: http://ssrn.com/abstract=294828

Castronova. E. On The Research Value Of Large Games: Natural Experiments In Norrath And Camelot. CESifo Working Paper № 1621. December, 2005. Доступно на сайте: www.CESifo-group.de

6. Вопрос этот актуален и потому, что приобретение регалий в игровом мире зачастую происходит способами, которые в реальном мире являются прямой дорогой за решетку. Так, в игре EVE Online (оператор - исландская компания ССР) игровым пространством является вне¬земная гиперкапиталистическая цивилизация. Ее эконо¬мика «могла бы явиться плодом совместных фантазий комитета экономистов из Института Катона и боссов рус¬ской организованной преступности. В EVE корпорации, прибегая к промышленному шпионажу, диверсиям, мошенничеству и заказным убийствам, борются за рынок драгоценной руды, которая используется для производства промышленных изделий и вооружения. «Капитализм поощряет че¬ловека созидать, стремиться к превосходс¬тву над другими, добиваться успеха, — го¬ворит Хильмар Петурссон, СЕО компании ССР. — Если бы мы заложили в игру ком¬мунизм, интересного геймплея не получи¬лось бы, потому что при идеальном комму¬низме у каждого есть все то, что и у других, все счастливы — и никакой игры». Источник: ДОЛЛАРЫ ИЗ МЕГАБАЙТОВ. Роджер Парлофф // Большой Бизнес. 2/2006.

7.Виртуальная кража перестала быть предметом научной фантастики. В Южной Корее в 2004 г. в полицию поступило 22000 заявлений о краже виртуальной собственности. В этом отношении показательным представляется случай, когда китайский студент, находившийся по обмену в Японии, был арестован по подозрению в использовании «вредоносной программы» для совершения виртуального нападения на файлы игры Lineage и продаже украденных предметов за реальные деньги на аукционе в Интернете. Вероятно, подобные меры возможны и в рамках действующего УК РФ.