4 февраля 2013
Максим Распутин прокомментировал для «Ведомостей» проект акционерного соглашения между Росимуществом и «Российскими сетями» об управлении ФСК

Голоса в сетях государства

Как стало известно «Ведомостям», правительство продолжит управлять ФСК и после передачи ее акций «Российским сетям». Контроль зафиксирован в акционерном соглашении 

Максим Товкайло, Филипп Стеркин

«Ведомости» ознакомились с проектом акционерного соглашения между Росимуществом и «Российскими сетями» («Россети») об управлении ФСК. Заключить его поручил президент Владимир Путин, который в ноябре распорядился создать «Россети» на базе «Холдинга МРСК» и передать им принадлежащие государству 79,55% акций ФСК. В указе говорилось, что соглашение определит порядок участия представителей «Россетей» в органах управления ФСК — для сохранения контроля государства.

Чтобы остаться акционером ФСК и заключить соглашение с «Россетями», правительство сохранит одну акцию ФСК, рассказывает чиновник финансово-экономического блока: «Это также предусмотрено поручениями президента». Акция останется в перечне стратегических активов, утвержденном указом президента (сейчас — все 79,55% акций), а ФСК останется в так называемом спецперечне-91 — списке крупных госкомпаний, управленческие решения по которым принимает правительство, объясняет чиновник.

Бессрочное соглашение будет заключено по российским законам, продать свой пакет ФСК «Россети» смогут, только если покупатель согласится исполнять соглашение. «Россети» будут распоряжаться своими голосами исключительно на основании и в строгом соответствии с указаниями президента, правительства, Минэнерго или Росимущества. За правительством закрепляется право определять кандидатов в органы управления ФСК, которых формально выдвинут «Россети». На собрании акционеров представители «Россетей» будут обязаны следовать указаниям государства при избрании совета директоров, счетной и ревизионной комиссий, предправления ФСК, при голосовании по размеру дивидендов и любым вопросам, включенным в повестку по инициативе государства. Если государство не успело выдать директивы, то «Россети» должны голосовать по таким вопросам так же, как и госпредставитель. Если он не приехал на собрание акционеров, то «против».

Совет директоров ФСК тоже будет работать по директивам Росимущества: рекомендации по дивидендам, избрание правления, одобрение крупных сделок ФСК и ее «дочек», увеличение уставного капитала, повестка собрания акционеров и проч.

«Россети» будут обязаны уведомлять Росимущество

 о директивных вопросах минимум за 30 дней до заседания совета директоров. Если государство не успеет подготовить директиву, то его представители, как и в случае с собранием акционеров, обязаны голосовать против. За голосование не по директиве «Россети» должны отстранить директора от работы и лишить его вознаграждения.

Контроль будет распространен и на финансовые операции ФСК. По проекту соглашения «Россети» обязаны согласовывать с Росимуществом залоги, поручительства, гарантии, субсидии и иные формы финансовой помощи, которые ФСК планирует предоставить материнской компании, ее «дочкам» и любым третьим лицам. Государство также сохраняет возможность прямой финансовой поддержки ФСК, указано в проекте.

Документ согласован Росимуществом, Минэнерго и Минэкономразвития, рассказывает федеральный чиновник, и не согласован предправления ФСК Олегом Бударгиным, который с ноября 2012 г. имеет полномочия единоличного исполнительно органа управления «Холдинга МРСК». «Из-за его позиции тормозится вся реформа, в том числе создание «Российских сетей», — знает чиновник. Высокопоставленный чиновник Минэнерго обещает, что конфликт будет улажен в ближайшее время.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков комментарии не дал. Запросы в правительство, Минэнерго, Росимущество, «Холдинг МРСК» и ФСК остались без ответа.

Идея сохранить прямой контроль в ФСК принадлежит Минэнерго, а Росимущество — формальная сторона от государства, говорит федеральный чиновник. Чиновник финансово-экономического блока правительства объясняет: «В собственности ФСК магистральные сети, а значит, от нее, по сути, зависит энергетическая безопасность страны». Голосование пакетом ФСК по указанию Росимущества позволит реализовать главную цель создания «Российских сетей» — управлять сетевым комплексом, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Акционеры могут договориться о любом варианте управления своими акциями, мажоритарий может взять на себя обязательство голосовать по указаниям миноритария, уверен партнер White & Case Григорий Чернышов. Но в суде может быть оспорено положение о предварительном утверждении операций ФСК по передаче финансов, полагает он: это противоречит сразу двум положениям закона об акционерных обществах — согласование финансовых операций компании выходит за рамки полномочий акционеров, а «Российские сети» не смогут этого делать по сделкам с заинтересованностью. Такое правило можно закрепить во внутренних документах ФСК, считает партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов, но за его нарушение отвечать будет только исполнительный орган ФСК, для сделки правовых последствий не будет. Иначе нужно было сделать стороной соглашения и ФСК, что по российскому законодательству невозможно, замечает федеральный чиновник.

Ответственность «Российских сетей» за нарушение соглашения в проекте подробно не описана. Им придется компенсировать убытки, исходя из общих норм права, говорит старший юрист АБ ЕПАМ Максим Распутин, но в российском суде сложно обосновать размер убытков и добиться их компенсации.