19 ноября 2012
«Коммерсант» публикует комментарий Андрея Порфирьева в статье об оспаривании в суде итогов торгов по продаже доли в компании

Вагоны довезли до суда

"Сичтема" оспорила продажу блокпакета ПГК

АФК "Система" все-таки оспорила в суде продажу 25% акций Первой грузовой компании (ПГК) холдингу UCLH Владимира Лисина. Однако после резко отрицательной реакции правительства на попытку "Роснефти" заблокировать приватизацию "СГ-Транса", который купила сама "Система", просить об обеспечительных мерах АФК не планирует, поэтому UCLH сможет закрыть сделку по покупке пакета за 50 млрд руб. В результате, полагают юристы, шансы "Системы" на разворот сделки минимальны.

В пятницу стало известно, что АФК "Система" подала иск к ОАО РЖД. Он зарегистрирован на сайте арбитражного суда Москвы, но пока не опубликован. В "Системе" и ОАО РЖД от комментариев отказались. Источник "Ъ", знакомый с содержанием иска, рассказал, что компания просит признать незаконным свое отстранение от торгов по продаже 25%+1 акция ПГК, отменить итоги тендера и обязать ОАО РЖД провести его снова. 

АФК не допустили до торгов из-за 13,6 млрд руб. убытков в 2011 году по РСБУ. В "Системе" заявляли, что это "бумажный" убыток, который объясняется особенностями российской системы бухучета и связан с переоценкой ряда активов, в частности, акций МТС. По данным источников "Ъ", в иске "Система" пишет, что этот квалификационный критерий требовал от участников торгов отсутствия убытков в 2010 и 2011 годах. Но отказ по нему не соответствовал условиям торгов, поскольку АФК предоставила доказательства наличия у нее прибыли по МСФО за указанные годы, а также необходимых средств для покупки акций ПГК. В иске также отмечается, что АФК "Система" направила в ОАО РЖД установленный продавцом пакет документов, уплатила задаток и сделала наилучшее предложение по цене акций ПГК. 

Конкурентные переговоры с претендентами на блокпакет ПГК ОАО РЖД провело 16 октября. Но реальной конкуренции не было — к торгам допустили только ООО "Независимая транспортная компания" (НТК, входит в холдинг UCLH Владимира Лисина), которое предложило за актив 50 млрд руб. Всего, по словам президента ОАО РЖД Владимира Якунина, было шесть потенциальных покупателей, но в итоге заявки подали только UCLH и АФК "Система". Год назад та же НТК купила 75% минус 2 акции ПГК за 125 млрд руб. Продажу блокпакета ПГК структуре Владимира Лисина уже согласовало правительство, до конца ноября сделку должен одобрить совет директоров ОАО РЖД. 

Источник "Ъ" в "Системе" подчеркнул, что ходатайствовать в суде об обеспечительных мерах и блокировать закрытие сделки UCLH компания не планирует. "Мы не согласны с тем, как проводились торги, поэтому и обратились в суд, это стандартная корпоративная процедура. Но мы понимаем, что сделку уже разрешило закрыть правительство, почти наверняка ее согласует совет директоров РЖД. Если заблокировать продажу пакета — будет резкое обострение ситуации. А мы хотим спокойно получить судебную оценку этих торгов",— рассказал собеседник "Ъ". 

Недавно "Системе" самой чуть не заблокировали покупку "СГ-Транса", лидера на рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ). АФК выиграла торги по приватизации компании, предложив за нее 22,77 млрд руб. Итоги тендера оспорило в арбитраже ЗАО "РН-Транс" — структура "Роснефти". По ее ходатайству суд наложил обеспечительные меры, приостановив все процедуры закрытия сделки. Но правительство резко раскритиковало действия "Роснефти". На эту тему высказывались вице-премьер Аркадий Дворкович и первый вице-премьер Игорь Шувалов, а глава кабинета Дмитрий Медведев и вовсе прозрачно намекнул, что после таких действий у компании могут возникнуть проблемы при взаимодействии с правительством. После этого "РН-Транс" иск отозвал, договорившись с "Системой" о долгосрочном контракте на перевозку своих СУГ. 

"Смысл обеспечительных мер в том, что они облегчают исполнение решения суда",— отмечает Андрей Порфирьев, партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". По его словам, если не заблокировать сделку, ничто не помешает НТК сразу перепродать пакет другой структуре Владимира Лисина, и надо будет уже оспаривать отдельно. Без обеспечительных мер, полагает юрист, шанс вынудить господина Лисина вернуть блокпакет ПГК в собственность ОАО РЖД будет минимален. 

Евгений Тимошинов

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ