Китай в отличие от России ратифицировал далеко не все международные конвенции об ответственности транснациональных перевозчиков. Поэтому, заказывая доставку грузов из КНР, необходимо учитывать соответствующие риски, предупреждает Савелий Ченцов, юрист АБ ЕПАМ.
Так, за перевозки самолетом или поездом можно не беспокоиться: они пройдут в полном соответствии с международными правилами. А вот морем или автотранспортом — придется погружаться в нюансы собственно китайского законодательства.
Грузооборот между Китаем и Россией растет год от года, но далеко не все участники рынка учитывают особенности режима ответственности международных перевозчиков, действующего на территории КНР. Так-то эта ответственность детально урегулирована специальными многосторонними международными договорами:
- Монреальской конвенцией 1999 года — перевозки воздушным транспортом;
- Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении — перевозки железнодорожным транспортом;
- Гаагско-Висбийскими правилами — перевозки морским транспортом;
- Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (далее — КДПГ) — перевозки автомобильным транспортом.
Вышеуказанные конвенции определяют документы, которые подтверждают наличие договора перевозки, предоставляют грузовладельцу право на предъявление претензий к перевозчику, а также основания и ограничения ответственности перевозчика. Однако беда в том, что Россия является участником всех этих конвенций, а КНР не является участником КДПГ и Гаагско-Висбийских правил. То есть, заказывая доставку по железной дороге, грузовладелец может опираться на международное право, а вот в море и на автодорогах — на право КНР, как страны, в которой зарегистрирована компания-перевозчик (это следует из положений гражданского законодательства КНР и России),либо добиваться внесения нужных оговорок о применимом праве в договор. […]
Полностью материал доступен по ссылке (по подписке).