27 февраля 2023
Как понять, что контрагент в предбанкротном состоянии: пять признаков | авторская колонка Евгения Гурченко для РБК Pro

Зачастую установить приближение банкротства контрагента довольно сложно из-за непрозрачной системы отчетности, отсутствия достоверных сведений о его реальной деятельности. На что обратить внимание, рассказывает Евгений Гурченко (АБ ЕПАМ в Петербурге).

Признак № 1. Ухудшение финансовых показателей
Многие считают, что именно отслеживание финансовых показателей и изучение бухгалтерской отчетности поможет выявить признаки возможного банкротства контрагента.

Однако есть важный нюанс. Существуют два типа компаний:

  • с прозрачными финансами для кредиторов, в отношении которых возможен постоянный мониторинг финансов;
  • с непрозрачными финансами, где такой мониторинг невозможен.

В первом случае анализ финансовых показателей может быть эффективным. При этом важно обращать внимание на отчетность не только самой компании, но и предприятий, входящих с ней в одну группу, и аффилированных юридических лиц.

Во втором случае финансовые показатели вряд ли позволят выявить риски ухудшения финансового состояния. Данные показатели появляются со значительными задержками и не позволяют своевременно отследить и среагировать на изменения структуры баланса контрагента. Кроме того, проверить достоверность данных показателей крайне проблематично. При этом чаще всего приходится сталкиваться именно с компаниями с непрозрачными финансами. 

Что это значит? В большинстве случаев не стоит останавливаться только на анализе финансовой отчетности, а провести комплексный аудит деятельности компании. [...]

Конечно, имеются и другие признаки надвигающегося финансового краха компании. Но никогда не стоит забывать, что в любой ситуации самый простой способ выявить проблемы — это попытаться увидеть все своими глазами. Ни один мониторинг не будет эффективным, если не прийти в компанию и не посмотреть, как именно она работает. Посетить офис или производственные помещения, поговорить с менеджментом, обычными сотрудниками, связаться с другими контрагентами компании и даже конкурентами. Все это позволит довольно быстро понять реальное положение дел.

Автор: Евгений Гурченко, руководитель судебно-арбитражной практики АБ ЕПАМ в Санкт-Петербурге

Полностью материал доступен по ссылке (по подписке).

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Евгений Гурченко

Евгений Гурченко

Санкт-Петербург