8 мая 2015
Исключительные права на советские товарные знаки: борьба продолжается

Дискуссия о способах решения проблемы так называемых советских товарных знаков, служивших ранее в качестве средства индивидуализации различных промышленных товаров, произведенных в СССР, а теперь ставших объектами исключительных прав отдельных хозяйствующих субъектов, периодически возобновляется. В настоящей статье не ставится задача по оценке тех или иных законодательных инициатив, направленных на введение института «преждепользования» в отношении таких товарных знаков. В ней проанализирована практика применения норм о защите от недобросовестной конкуренции, отраженная в решениях ФАС России и высших судебных инстанций.

В научно-практическом ключе вопрос использования и защиты советских товарных знаков представляет интерес прежде всего с точки зрения применения норм о защите от недобросовестной конкуренции, содержащихся в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), а также правовых позиций КС РФ, ВАС РФ и Суда по интеллектуальным правам, которыми в разное время давалась оценка подходам к разрешению проблемы советских товарных знаков, предлагаемым ФАС России. Тем не менее наличие обширной правоприменительной практики по данной категории споров свидетельствует скорее о том, что действующих законодательных конструкций в отечественном правопорядке достаточно.

В статье:

  • Третьи лица не вправе препятствовать правопреемникам производителей СССР в использовании советских брендов
  • Общее правило: правопреемникам принадлежат равные права на использование советских товарных знаков
  • Практика СИП уточняет сложившиеся подходы

Автор - Денис Гаврилов, к.ю.н., советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте издания по ссылке.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ