9 июня 2004
Интервью Дмитрия Афанасьева газете "Коммерсантъ"

Коммерсантъ. Издательский дом

"Судья заранее знал вердикт"

Вчера после заседания суда в Дохе ДМИТРИЙ АФАНАСЬЕВ, партнер адвокатского бюро ЕПАМ, представляющего в Катаре интересы россиян, ответил на вопросы Ъ.

- Как дальше может развиваться этот судебный процесс?

- На сегодняшнем заседании катарского суда обвинение потребовало высшей меры наказания. При этом обвинение так и не смогло представить каких-либо убедительных доказательств причастности обвиняемых к вменяемому им преступлению. Защита настаивает на невиновности обвиняемых, продемонстрировав суду необоснованность обвинения и грубые нарушения норм международного права, допущенные при производстве предварительного следствия по делу.

Защита требует передачи обвиняемых Российской Федерации. Суд рассмотрит требования обвинения и защиты и вынесет приговор в заседании, назначенном на 30 июня.

В случае, если суд согласится с требованиями обвинения, в соответствии с катарским законодательством предусмотрено обязательное рассмотрение дела апелляционной инстанцией. В случае, если апелляционная инстанция утверждает такой приговор первой инстанции, это решение выносится на утверждение руководителя государства - эмира.

- Вы считаете, что суд предвзят?

- Думаю, что это именно так: судья заранее знал и знает вердикт. По крайней мере, суд не предоставил возможности защите допросить свидетелей, которых требовала вызвать в суд защита. Защита сделала все возможное и необходимое, чтобы объективная истина была зафиксирована в материалах судебного дела и чтобы была отражена международно-правовая сторона вопроса.

- Это значит, что больше свидетелей не будет? Врачей, например, так и не выслушали в суде...

- Больше допросов свидетелей не было и вряд ли будет. Суд отказался допросить представителей Красного Креста из-за опасений, что свидетельства пыток выплывут наружу.

- Ходят слухи о некой болгарской подруге Александра Фетисова...

- Никакая гражданка Болгарии в суде не выступала.

- А вдова Зелимхана Яндарбиева?

- В материалах дела содержатся показания Малики Яндарбиевой. Ничего по существу дела она сообщить не смогла, так как ничего не знала об обстоятельствах происшествия.

- Насчет полковника Дауи. Вы говорили, что можете подать иск против него, как организатора пыток российских граждан.

- Вопрос о привлечении к уголовной ответственности за пределами Катара лиц, виновных в пытках, в том числе полковника Дауи, будет решаться после вынесения приговора. В настоящее время защита сосредоточена на идущем судебном процессе.

- Суд в Катаре уже довольно сильно повлиял на ситуацию в российских СМИ. Не повлияла ли история с сюжетом "Намедни" на процесс? Участники процесса, подсудимые о ней вообще знают?

- Без комментариев.