29 марта 2011
Информация о должниках будет открытой


11 марта Госдума приняла в первом чтении законопроект № 460139-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и статью 8 Федерального закона "О судебных приставах", определяющий правила создания и ведения на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) банка данных о возбужденных исполнительных производствах. Мы попросили прокомментировать эти поправки Заместителя руководителя аппарата комитета Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному устройству Ольгу Игоревну Григорьеву.

- Ольга Игоревна, зачем нужны эти поправки?

Напомню, что Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» на ФССП России налагается обязанность создавать и вести в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивать методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности. Другими словами, нормативная база уже есть. Цель нашего законопроекта ограничить перечень информации, которая будет открыто публиковаться на интернет-ресурсе ФССП, уточнить, какие данные будут содержаться в открытой базе.

- Если закон вступит в силу, то на сайте ФССП в будущем можно будет узнать информацию об исполнительных производствах и должниках. В частности, в банке данных будут размещаться сведения о наименовании суда, другого органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ, дате принятия акта, номере исполнительного документа. Сможет ли любой пользователь интернета узнать фамилию должника и сколько он должен? Не является ли это нарушением ФЗ № 152 о «Персональных данных»?

На мой взгляд, нет, не является. Хочу обратить ваше внимание на то, что большое количество информации есть в базах судов, в открытом доступе. Фактически, эта информация будет дублироваться в базе ФССП. Из персональных данных там можно будет найти только фамилию, имя, отчество должника. На мой взгляд, достаточно сложно идентифицировать человека, используя эти данные. Хотя, конечно, есть шанс, что должника сможет «вычислить» тот человек, который его знает. Так как в базе открыто будут размещены и другие данные. Среди них, наименовании суда, другого органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ, дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица, номер исполнительного документа, дата возбуждения и номер исполнительного производства. Кроме того, любой пользователь сети может узнать характер требования, содержащегося в исполнительном документе, за исключением сведений о характере требований, содержащихся в исполнительных документах, выданных на основании судебных актов, тексты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат размещению в сети Интернет. Кроме того, будет известно наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство. И, конечно, в базе будет содержаться информация об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка.

- Другими словами, публикация таких персональных данных как имя, фамилия, отчество не является нарушением законодательства хотя бы потому, что эти данные дублируют информацию, которая уже опубликована на интрнет-ресурсах судов, размещена в электронных базах судов. В то же время, есть положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в сети интернет. В нем говориться, что в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса перед размещением на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет текстов судебных актов из них, согласно прилагаемой методике, исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов лиц, перечисленных в части 3 статьи 15 Федерального закона. То есть, возможно, говорить о дублировании нельзя. Таким образом, опять возникает вопрос, на каком основании ФССП будет публиковать имя и отчество должников в базе?

Напоминаю, что законопроект принят только в первом чтении, он будет дорабатываться ко второму чтению, поэтому возможно будет еще раз обсудить целесообразность размещения тех или иных сведений в открытой базе данных ФССП.

- В одном из своих ответов Вы согласились с тем, что все-таки база будет позволять идентифицировать должника при условии, если человек будет знать этого должника. Значит ли это, что закон в большей мере отвечает требованиям ФЗ 152 для крупных городов. В то время как для небольших поселений, до 10 тысяч человек, например, где люди друг друга знают, этот законопроект будет нарушать ФЗ "О персональных данных", так как той информации, которая будет размещена в открытом доступе, будет достаточно для идентификации должника?

В маленьких населенных пунктах люди, как правило, знают значительно больше о своих соседях, чем гипотетически может быть размещено в базе ФССП. Кроме того, у должника всегда есть возможность предотвратить размещение сведений о себе или, по крайней мере, ограничить время нахождения этих сведений в открытой базе данных ФССП, поскольку размещение этих данных и время нахождения их в этой базе данных напрямую будут зависеть от добросовестности самого должника по погашению долга. Вообще, на мой взгляд, как размещение текстов судебных актов в сети Интернет, так и размещение данных должника в открытой базе данных ФССП могут сыграть превентивную роль в добросовестности действий граждан по исполнению своих обязательств. В тишине значительно легче совершать неблаговидные поступки, к которым, на мой взгляд, можно отнести неисполнение своих обязательств.

- Получается, что все же в базе данных будет содержаться масса информации. Не приведет ли это к росту уровня мошенничества?

Полагаю, что нет. Оградить граждан от мошенничества на 100% невозможно. Но у судебных приставов есть документы. Должник всегда может позвонить, проверить, работает ли данный сотрудник в ФССП. Тем более, открытые данные позволят ему оперативно посмотреть информацию о задолженности на сайте службы. Отмечу, что информация о сумме задолженности уже есть в базе ФССП. Кроме того, эти данные есть в решениях судов. Однако, в базе данных ФССП не будет информации о взыскателе. Это ограничит возможности мошенников. Хотя опять же, данные о взыскателе есть в опубликованных судебных решениях. По всей видимости, Служба будет сама выстраивать систему безопасности и алгоритмы работы с базой. ФССП заинтересована в том, чтобы свести вероятность мошенничество к минимуму, поэтому уровень безопасности системы будет достаточно высоким.

- Как Вы думаете, какие перспективы есть у данного законопроекта?

По закону, должно быть еще два слушания. Пока никаких поправок ни от кого нет. На мой взгляд, в этом году закон будет принят. Но, конечно, некоторые доработки будут. Например, в части терминологии. Сейчас в законопроекте нет ни слов о том, что речь идет именно об электронной базе данных. Однако, кардинальных изменений в законопроекте, скорее всего, не будет.

Комментарий Максима Соколинского, адвоката, старшего юриста Адвокатского бюро ЕПАМ.

Информация, которая будет содержаться в общедоступном банке данных Службы судебных приставов о возбужденных исполнительных производствах, относится к персональным данным. Помимо данных об имени, такая информация может быть квалифицирована как информация об имущественном положении лица. Правда, законопроект предусматривает распространение сведений лишь о характере этих требований, то есть третьему лицу может стать известно о самом факте задолженности, а не о ее размере.

Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает случаи обработки (распространения) персональных данных без согласия субъекта персональных данных - на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Все эти требования законопроект учитывает, поэтому говорить о его противоречии ФЗ «О персональных данных» не приходится. Примером распространения персональных данных является предоставление регистрирующим органом сведений о собственнике объекта недвижимости любому лицу. Данная норма существует второе десятилетие и все к ней привыкли. На практике любое лицо, заплатив небольшую государственную пошлину, получает выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Не исключено, что с банком данных должников будет такая же ситуация, во всяком случае, ничто в законопроекте не говорит о том, что информация будет доступна через интернет (лишь установлено ограничение на распространение через интернет определенной информации). Впрочем, перспектива внедрения банка данных в интернет пугать не должна – должник, уклоняющийся от добровольного исполнения, по сути правонарушитель, а последствием любого правонарушения является ограничение прав, в данном случае, речь идет о распространении персональных данных без согласия их субъекта. Другой пример – открытость судебного разбирательства, в ходе которого любое лицо может получить сведения персонального характера о его участниках.

Возникает вопрос – для чего планируется создавать общедоступный банк данных должников, и кому он нужен? С одной стороны, база облегчит жизнь добросовестных должников, которые не подозревают, что в отношении них возбуждено исполнительное производство. Вместе с тем, исполнительное производство, как правило, возбуждается по результатам судебного разбирательства или административного производства, о котором такой добросовестный должник не может не знать. Кроме того, ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает обязательное извещение должника о возбужденной в отношении него процедуре и возможность ознакомиться со всеми материалами исполнительного производства. Получается, что добросовестному должнику база данных ни к чему, а недобросовестному тем более. С другой стороны, законопроект предполагает информирование, в том числе и о должниках-организациях, что позволит контрагентам, акционерам и другим заинтересованным лицам получать сведения, необходимые для оценки финансового состояния организации в своих правомерных интересах. Что касается физических лиц, то эта информация должна заинтересовать, прежде всего, банки, рассматривающие вопрос о предоставлении кредита.