11 декабря 2012
Игорь Шиков прокомментировал для «Российской Бизнес-газеты» недавно вступивший в силу административный регламент ФНС по взаимодействию с налогоплательщиками

Правила для галочки 

ФНС выпустила регламент взаимодействия с налогоплательщиками

Елена Березина

ЭТА СТАТЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ КОММЕНТАРИЕМ К:

28.11.2012 Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 2 июля 2012 г. N 99н г. Москва "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)"

На днях вступил в силу административный регламент ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых дек лараций (расчетов).

Регламент создан, чтобы стандартизировать оказание госуслуг налоговыми органами по всей стране. До этого момента использовались внутренние инструкции по делопроизводству, причем многие должностные лица налоговых органов в глаза их не видели и работали по общепринятым принципам так, как исторически сложилось в каждой отдельно взятой инспекции еще со времен создания Госналогслужбы. Новый документ позволяет четко структурировать и установить порядок каждого конкретного административного действия. Например, порядок ответов на письменные, устные и электронные запросы граждан. Это избавляет ответственных лиц от необходимости выискивать в федеральном законодательстве нормы о таких действиях и правилах их исполнения, а для налогоплательщиков создает более комфортные условия для получения качественной и своевременной услуги. Кстати, кроме непосредственно разъяснений действующего налогового законодательства, в регламент включены также порядок приема деклараций и выдачи справок.

- Указаны сроки предоставления госуслуги - ответ на письменный запрос (в том числе и электронный) должен быть дан за 30 календарных дней с даты регистрации обращения в инспекции. В особых случаях срок может быть продлен еще на 30 дней, но не более. При этом налогоплательщика еще до истечения обычного срока обязаны предупредить о продлении. При личном обращении максимальный срок ожидания в очереди не должен превышать 30 минут, непосредственно предоставление информации должно быть произведено не более чем за 15 минут, - говорит Дмитрий Липатов, партнер компании "Налоговик".

Кроме того, документом предусмотрено изменение режима работы инспекций для создания более удобного для налогоплательщиков графика работы территориальных налоговых органов.

- Нормативно закреплен более удобный для налогоплательщиков график работы инспекций - теперь все без исключения региональные инспекции должны работать до 20.00 в будние дни (кроме понедельника), а также 2 субботы ежемесячно до 15.00. Напомним, что ранее подобный график работы мог быть утвержден руководителем лишь "при необходимости", - отмечает партнер, руководитель налоговой практики "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов. - Кроме того, предусмотрена возможность получения информации, а также документов и форм необходимых заявлений через так называемые многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Любопытная новелла регламента - пункт 103, согласно которому "В случае, если выявлено, что вопрос, содержащийся в письменном запросе, не урегулирован законодательством о налогах и сборах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также отсутствует в налоговом органе разъяснение Министерства финансов Российской Федерации по этому вопросу, в ответе заявителю указывается об этом обстоятельстве. При получении инспекцией ФНС России разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросу, содержащемуся в письменном запросе, в срок, установленный для подготовки ответа на этот запрос, ответ направляется заявителю с учетом указанного разъяснения".

- То есть госуслуга, по сути, не выполняется, налогоплательщик может исчислять налог как бог на душу положит, и ответст венность с него никто не снимает, зато сроки ответа налоговым органом соблюдены, а при ответе минфина можно назначить выездную проверку и императивным решением разъяснить налого плательщику, как надо было считать, - поясняет "РБГ" Юрий Ефремов, адвокат юридической компании "Юков, Хренов и партнеры".

Своим содержанием регламент подчеркивает еще раз, что его принятие - проявление формализма, никак не влияющее на суть отношений налоговых органов и предпринимателей, уверены эксперты. Ожидания налогоплательщиков связаны с повышением определенности в налоговых отношениях, документ же эти ожидания никак не оправдывает, считает Игорь Шиков, руководитель налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры":

- По сути, регламент призван дать единые правила, как именно налоговые органы должны оказывать услуги по информированию налогоплательщиков. Обязанность налоговых органов предоставлять информацию установлена законом, и регламент просто повторяет текст закона. На практике интерес к этой услуге возникает в спорных ситуациях, когда норма закона требует разъяснений и налогоплательщик хочет знать позицию налогового органа. Но согласно регламенту недопустимо формулировать запрос так, чтобы ответ налогового органа мог бы раскрывать его отношение к спорному вопросу или рассматриваться как согласие (или несогласие) с позицией налогоплательщика. Такой подход лишает услугу всякой практической значимости.

Регламент также исключает возможность обращения для организаций, которые не состоят на налоговом учете. Следовательно, услугой налоговых органов не могут воспользоваться иностранные организации, которые намереваются вести деятельность в России, но еще не зарегистрированы, продолжает эксперт:

- Они не могут получить информацию даже о порядке постановки на налоговый учет. В практике развитых стран такой сервис подразумевается само собой для любых иностранных лиц, деятельность которых может привести к дополнительным налоговым доходам казны, и оказывается зарубежными налоговыми службами без всякого регламента, но зато действительно содержательно и без бюрократических препон.

Весьма примечательным является раздел регламента, в котором прием налоговых деклараций рассматривается как услуга, отмечает Игорь Шиков. "То есть вместо того, чтобы исполнять свою установленную законом обязанность по проверке налоговой базы, указанной в декларации, и определять сумму налога к уплате, налогоплательщики должны воспринимать это как сервис, который (благодарение высшим силам!) оказывается хотя бы бесплатно. Нонсенс - положения регламента, в которых говорится о возможности отказа в принятии налоговой декларации. Это прямое нарушение закона, который в п. 4 ст. 80 НК РФ однозначно устанавливает, что налоговые органы не вправе отказывать в ее принятии. Это абсолютно логично, так как в противном случае это препятствовало бы исполнению установленной законом обязанности налогоплательщика", - заключает юрист.

Безусловно, административный регламент не является нормативно-правовым документом и не устанавливает каких-либо дополнительных прав или обязанностей, не содержащихся в НК РФ или федеральных законах. Это своего рода стандарт оказания госуслуги, подробная инструкция для исполнителей, маршрутная карта. Следовательно, за его несоблюдение инспекторам не грозят никакие санкции.

- В части ответственности должностных лиц в п. 227 регламента есть только общая ссылка на то, что они несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Это означает на практике, что работники ФНС за свои незаконные действия обычно не несут никакой ответственности, кроме дисциплинарной. Диапазон таких наказаний все же немалый - от выговора до увольнения, - подчеркивает Дмитрий Липатов. - Если такие действия причинили налогоплательщикам убытки, то их в соответствии со ст. 35 НК РФ возмещает федеральный бюджет, а не сами причинители вреда.

Впрочем, судить о применении санкций можно будет только после вступления регламента в силу, основываясь на наблюдениях о сроках прохождения документов в зависимости от количества написанных жалоб (п.п.3 п.44).

В целом каких-либо существенных изменений, затрагивающих основные проблемы взаимодействия с налоговыми органами или ответственность их должностных лиц, регламент не содержит, поэтому говорить о том, что он реально упростит взаимодействие с налоговыми органами, невозможно. Более того, если в прошлом регламенте была закреплена "мертвая" норма о праве налогоплательщиков на возмещение убытков, причиненных незаконными актами или действиями (бездействием) налоговых органов и их должностных лиц (то есть у налогоплательщиков была надежда, что в перспективе эта норма будет работать), то из нового регламента ее вовсе убрали, добавляет Егор Батанов.

- Регламент никак не улучшает положение налогоплательщиков, если они сталкиваются с незаконными действиями или бездействием налоговых органов. Каких-либо норм ответственности или возможности привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности за нарушения регламента не предусмотрено. Более 30 страниц по сути не имеющего практического смысла текста написано в очередной раз для галочки? - вопрошает Игорь Шиков.

Вопрос остается без ответа.